|
В середине фильма «Прометей» происходит нечто грандиозное.
На далекой луне, в огромной пещере какой-то исчезнувшей цивилизации андроид Дэвид (Майкл Фассбендер) сидит за чем-то, похожим на орган, и играет мелодию, которая заставляет образы планет выстроиться в определенном порядке. Здесь Дэвид, возможно, - бог, находящийся в экстатическом процессе создания вселенной. Или это Ридли Скотт, руководящий командой актеров и техников в смелой атональной симфонии, которой оказался фильм 1979 года «Чужой».
В середине фильма «Прометей» происходит нечто грандиозное. На далекой луне, в огромной пещере какой-то исчезнувшей цивилизации андроид Дэвид (Майкл Фассбендер) сидит за чем-то, похожим на орган, и играет мелодию, которая заставляет образы планет выстроиться в определенном порядке в величественном небесном танце под музыку сфер. Своей жуткой, волнующей силой это превосходит музыкальную сцену контакта землян с пришельцами из фильма «Близкие контакты третьей степени». Здесь Дэвид, возможно, - бог, находящийся в экстатическом процессе создания вселенной. Или это Ридли Скотт, руководящий командой актеров и техников в смелой атональной симфонии, которой оказался фильм 1979 года «Чужой».
«Чужой» вошел в четверку самых успешных фильмов того года, породив три сиквела, созданных талантливыми молодыми режиссерами: Джеймс Кэмерон (James Cameron) в 1986 году снял фильм «Чужие» (Aliens), Дэвид Финчер (David Fincher) в 1992 году - «Чужой 3» (Alien³), а в 1997 году Жан-Пьер Жене (Jean-Pierre Jeunet) стал режиссером картины «Чужой: Воскрешение» (Alien Resurrection), в то время как Ридли Скотт за 30 лет снял лишь еще один научно-фантастический фильм- великолепную картину «Бегущий по лезвию» (Blade Runner).
«Ридли сделал первый фильм, а потом серии в некоторой степени пошли в другом направлении», - расссказал сценарист Дэймон Линделоф (Damon Lindelof) Этану Саксу (Ethan Sacks) из New York Daily News. «Он был отцом этой штучки, а она сбежала из дома в юном возрасте. Идея тут в следующем: он возвращается и говорит: "Я твой отец, давай узнаем друг друга получше и побудем вместе".
Спустя 33 года, после трех сиквелов и парочки циничных гибридов, которые соединили монстра из "Чужого" с дроном из "Хищника", Скотт вернулся к своему чаду - космическому ужастику. "Прометей", вышедший на европейские экраны на прошлой неделе, с намеченной на пятницу премьерой в Соединенных Штатах, явно является приквелом к "Чужому" - ДНК совпадает точно - а для многих давних любителей кино этот фильм - самое ожидаемое летнее событие в Голливуде.
Тем не менее, когда кинокомпания 20th Century Fox выпустила "Чужого" 25-го мая 1979 года, ровно два годя спустя после премьеры "Звездных войн", отзывы о фильме варьировались от "смешанных" до раздраженных. Майкл Срэгоу (Michael Sragow) из Los Angeles Herald-Examiner презрительно описал его как "раздутый второсортный фильм". В газете New York Times Винсент Кэнби (Vincent Canby) написал, "что такие роли могли быть написаны и компьютером".
Дэвида Дэнби (David Denby) из New York Magazine фильм довел до почти что космического отчаяния - критик назвал картину "фильмом, который использует эмоциональные ресурсы с таким крайним цинизмом, что начинаешь чувствовать отвращение к самому средству передачи информации". Фрэнк Рич (Frank Rich) из TIME написал следующее: "Тяжело смотреть дорогой, претенциозный фильм, который никогда не поднимается выше холодного желания заработать большие деньги... Скотт знает, как заставить зрителей передернуться, но он не достиг ничего того, чего нельзя было бы добиться, просто направив электроволны через кресла в кинотеатре".
Возможно, угроза шоковой терапии в кино - и известная фраза, предупреждающая, что "в космосе твой крик никто не услышит" - заставили меня подойти к просмотру "Чужого" тем летом со священным ужасом. Как зритель с медленно работающей нервной системой, я всегда был восприимчив к сценам ужасов в фильмах: моя спина холодела от ужаса до того, как мозг посылал сигнал о том, что - о, какой я идиот - это просто фильм. Когда я наконец взялся за его просмотр, я делал это, закрывая рукой половину экрана, по мере того как моя более храбрая спутница Мэри Корлисс (Mary Corliss) нашептывала мне описания жутких вещей, которые я только что пропустил. Через некоторое время я все же отважился посмотреть весь фильм по телевизору в гостинице - с выключенным звуком, чтобы не напугаться от эффектов, разработанных Джерри Голдсмитом (Jerry Goldsmith).
После этого я смог просмотреть "Чужой" с некоторой аналитической отстраненностью и сумел оценить его идею клаустрофобного мира космического корабля "Ностромо", колких отношений между членами утомленной команды, мастерски созданной атмосферы тревоги и нервозности, когда монстр выбирает своих жертв в стиле "Десяти маленьких индейцев", и, конечно же, великолепную работу Ганса Рудольфа Гигера (Hans Rudolf Giger) в создании ксеноморфа на различных стадиях развития. К этому всему стоит еще добавить редко случающийся "подъем" женщины - Сигурни Уивер (Sigourney Weave), играющей роль Рипли -до статуса героини боевика. В прошлом году в списке 25 лучших фильмов ужаса от TIME "Чужой" занял второе место сразу после фильма "Психоз" (Psycho).
Нетерпеливые читатели заметят, что я старательно избегаю раскрытия тайн "Прометея". Это именно то, что делает Скотт в первой трети фильма. В первых сценах он задается серьезными теологическими и космологическими вопросами, намекая на то, что история о поисках источников жизни на Земле и есть настоящий приквел. Потом режиссер пытается напугать зрителей. Но эти попытки странным образом успокаивают даже зрителей с возбужденной нервной системой - настолько старательно "Прометей" воссоздает стратегию и шокирующие элементы "Чужого". Фильм - это больше примейк, чем приквел: это "Чужой" минус один.
Некоторые более молодые зрители, для которых серии фильмов, выходившие со времен Картера до эпохи "Клана Сопрано", - это заплесневелый старый артефакт, вполне могут спросить: "Что, этот ваш „Чужой"- неплохой фильм?" И мы бы ответили непосвященным, что, если они любят научно-фантастические фильмы ужасов для взрослых, в которых первая половина полна болтовни, а вторая - крови, то они будут наполовину удовлетворены фильмом "Прометей". Просто это не то, на что надеялись ваши знакомые с историей и ужасом "Чужого" родители.
Фильм начинается в туманные доисторические времена, когда Землю посещает представитель высшей цивилизации. Похожий на одного из тех мускулистых мужчин с макияжем из балета в шоу Cirque du Soleil, он оставляет семена эволюции Земли в контейнере с похожими на икринки шевелящимися созданиями. Потом он смотрит на космический корабль над ним и разрывается на части - в прямом смысле. Визуальные эффекты, напоминающие созданный Скоттом рекламный ролик компании Apple 1984 года и "сплав" по артерии в фильме 1966 года "Фантастическое путешествие", готовят зрителя к возвышенным мыслям о месте человека в изменчивой вселенной - к чему-то, что можно было бы назвать "2012: Онтология космоса". Скептики скажут, что "Прометей" возможно, был вдохновлен другой работой 1968 года - картиной Эриха фон Дэникена "Колесницы богов" (Chariots of the Gods), которая была создана в тот же год, что и пророческий фильм "2001 год: Космическая одиссея". "Колесницы богов" основаны на псевдонаучной книге, автор которой предполагал, что инопланетные космонавты прибыли на Землю и передали свои технологии ранним человеческим цивилизациям.
| |