|
В Ливии приговорили к заключению граждан России, Украины и Беларуси. Их обвиняют в пособничестве режиму погибшего ливийского лидера Муаммара Кадаффи.
Триполи, 10 июня. Военный трибунал Джамахирии приговорил граждан Беларуси, России и Украины к длительным срокам заключения. Одного россиянина и вовсе осудили пожизненно. Их обвиняют в пособничестве режиму Кадаффи, сообщает корреспондент МТРК «Мир» Владимир Самборский.
В настоящий момент два десятка человек находятся в военной тюрьме Триполи. Они приехали в Ливию работать по контракту - ремонтировать или демонтировать, теперь уже практически невозможно выяснить, нефтедобывающее оборудование. Сейчас их обвиняют в военных преступлениях.
Ливийские прокуроры уверены, что рабочие из СНГ обслуживали боевую технику для вооруженных сил полковника Каддафи. На прошлой неделе суд приговорил их к 10 годам каторги, а россиянина Александра Шадрова, организатора группы, - к пожизненному заключению. Адвокаты осужденных уже подали апелляцию, но шансов на пересмотр немного.
Известный юрист Анна Ставитская не принимает участия в этом деле, но подобными разбирательствами занимается часто. Она уверена, подобное дело - абсурд, а приговор - за гранью международного права.
«Нынешние ливийские власти в принципе недовольны тем, что эти лица фигурировали в качестве наемных работников. Тогда можно привлечь к ответственности огромное количество людей», - говорит Ставитская.
Главный аргумент ливийцев - пленники во всем сознались. Старший группы Александр Шадров написал признание - они действительно ремонтировали военную технику под угрозами и дулом автомата. Впрочем, суд эти обстоятельства учитывать не стал.
«Отцу угрожали мной, мамой. Говорили, что у нас везде свои люди есть. Не подпишешь - доберемся до дочки, до жены и всех остальных», - рассказала дочь Александра Шадрова - Дарья. На тот момент она и ее брат тоже находились в Ливии, поэтому угрозы были не пустыми словами.
В российском МИДе на приговор ливийского суда отреагировали словно на пощечину. Уже на следующий день ливийским дипломатам вручили ноту протеста. Официальный представитель министерства Александр Лукашевич общался с журналистами, с трудом сдерживая эмоции.
«Мы на самом раннем этапе влезли, причем влезли глубоко и надолго. Мы отреагировали очень жестко на решение военного суда. Результат, к сожалению, бывает не таким быстрым», - рассказал Лукашевич.
В том, что все удастся не то, что быстро, а в том, что вообще удастся решить, сомневаются даже защитники пленников. Адвокат арестованных по телефону рассказал МТРК «Мир», что закон здесь ни при чем - мужчины просто стали заложниками и предметом торга.
«Руководство Ливии дало понять в одной из частных встреч с нашими представителями, что пока Украина не вернет самолет Каддафи, отправленный на Украину на ремонт еще до всех этих событий, граждане Украины не будут свободны», - рассказал он.
О том, что придется именно торговаться, говорят и украинские дипломаты. Представитель МИД Олег Волошин уверяет, что рычаги воздействия на ливийское правосудие уже найдены.
«У нас есть некоторые вещи, которые нужны ливийской стороне. Старые невыполненные контракты и т.п., в которых Ливия нуждается. Соответственно, мы четко обуславливаем реализацию этих обязательств, в том числе вопросом по нашим гражданам», - сказал Волошин.
Поторговаться есть о чем. В 2008 году полковник Каддафи раскидывал свой шатер в Киеве. Визит на Украину был насыщенным. Чаепитие с Юлией Тимошенко и переговоры с тогда еще президентом Ющенко. Общий интерес был понятен: Ливия - один из главных игроков на мировом нефтяном рынке.
«Мы хотели предложить нашим коллегам в обмен на нефтяные поля построить на Западной Украине нефтеперерабатывающий завод и сеть собственных автозаправок по стране, а также возможность реализовывать бензин в восточной и северной Европе», - заявлял Ющенко.
Договоренности повисли в воздухе. Возможно, процесс над украинскими рабочими и должен как-то повлиять на планы, вынашиваемые еще Каддафи и Ющенко.
Но самыми сдержанными в этой ситуации оказались белорусские дипломаты: «Мы будем координировать свои действия. В настоящее время посольство Белоруссии, России и Украины координируют свою работу по выработке дальнейших действий».
Интерес действующего руководства Ливии к Беларуси понятен. Когда началась операция «Одиссея Рассвет», пошли слухи, что лидер Джамахирии отправил свой золотой запас в Минск.
Каддафи навещал Беларусь в 2008 году. Главная тема переговоров с Лукашенко - деньги. Полковник не скрывал, что хочет вкладывать свои нефтедоллары в белорусские проекты. Правда, подробности своих соглашений лидеры не раскрывали. Поэтому пошли слухи: если лидер Джамахирии всерьез рассматривал Белорусскую экономику как выгодное вложение, то и в качестве сейфа использовать республику тоже мог. Возможно, белорусские пленники - способ надавить на Минск в разговоре о золоте Каддафи.
Впрочем, самые тесные связи у Каддафи были с Москвой. Дмитрий Медведев и Владимир Путин неоднократно заглядывали к нему в гости во время последнего визита полковника в Россию. Переговоры шли несколько дней. В том числе обсуждали покупку вооружений и совместные стратегии безопасности и, конечно, нефть. Россия была крупнейшим покупателем ливийских углеводородов. Такое положение вещей многим не нравилось.
Чрезвычайный и полномочный посол России в Ливии в 2000-2002 гг. Вениамин Попов не исключает, судебный процесс - дело рук не столько внутренних сил, сколько внешних. Слишком много желающих вытеснить Россию из Северной Африки.
«Ливия - очень богатая страна, и за нее стоит бороться, поэтому, конечно, есть силы, которые заинтересованы в том, чтобы не допустить восстановления российско-ливийского сотрудничеств в том объеме, который был раньше, или даже его увеличения. В первую очередь, это Запад, конечно», - рассказал Попов.
Между тем, шансы пленников вернуться на родину живыми с каждым днем уменьшаются. Горячий климат, каменный мешок, в котором их содержат, и тюремная африканская еда - совсем не то, что нужно 50-летним мужчинам.
| |