|
Автопробег «Пекин-Москва» пересек границу двух стран. И сейчас экипажи российских и китайских журналистов направляются в Читу. В общей сложности им предстоит преодолеть 520 километров. На пути немало интересных встреч и остановок. О том, чем запомнился первый день в России участникам ралли, расскажет корреспондент радио «Вести ФМ» - Алексей Чесноков.
20 метров по нейтральной пограничной полосе. Ноги держим в воздухе. По местным приметам, у тех, кто успел так сделать, дальнейший путь пройдёт ровно и без происшествий. Три тысячи километров по Китаю уже позади, а впереди родная таможня, паспортный контроль и - ура! - Россия. Встреча прямо на границе с хлебом-солью и российским гимном. Некоторые едва сдерживают слёзы: соскучились. Представитель забайкальской администрации Андрей Кан признаётся: здесь, на родине, они нас заждались.
«Сегодня мы встречаем вас на территории двух границ: Китая и России. Мы рады, что ваш путь начинается именно у нас, в Забайкальском районе. Впереди у вас ещё тысячи километров пути, новые встречи, новые люди. И сегодня, в начале вашего пути мы желаем вам зарядиться положительными эмоциями. Пусть доброта и широта русской души ещё больше укрепляют наши взаимоотношения, позволяют нам идти вперёд», - говорит Кан.
Забайкальский край. Типичные российские деревни, которые так и манят соседей из Поднебесной. Одни берут в аренду пустынные сельские земли и открывают свой бизнес: в основном строят теплицы, станции техобслуживания, держат большой рынок. Другие приезжают на автобусах к пограничной полосе просто посмотреть на такую далёкую и в то же время близкую Россию. Таких зевак в год набирается до пяти миллионов человек.
У руководителя местной туристической компании Ирины Ермоловой уже давно родилась идея, как в интересах Забайкальска можно использовать интерес китайцев. Сразу за пограничным забором - прекрасная сопка, с вершины которой открывается великолепный вид на Манчжурию и Забайкальский край. Китайцы её природный и бизнес потенциал пока ещё не разгадали. А значит, у Забайкальска есть шанс догнать соседнюю Манчжурию:
«Забайкальск, как вы видите, он без развитой инфраструктуры. Нет кинотеатров, ничего нет для детей и молодёжи. Мы планируем здесь снежный тоннель. У нас здесь водоём искусственный. Также планируется ипподром. Если каждый китаец зайдёт и оставит по 1 доллару - это уже 5 миллионов долларов», - делится планами Ермолова.
В соседнем городе Борзя, несмотря на то, что почти весь малый бизнес держат китайцы и армяне, предприимчивых русских тоже немало. Клуб внедорожников «Сапсан» в любой момент спешит на помощь пожарным, лесничим, аграриям и простым жителям городка, причём абсолютно бесплатно. Лидер команды Александр Ковриков признаётся, в горячую летнюю пору отдыхать не приходится:
«Мы помогаем пожарным, лесхозу помогаем. У них как бы техники такой подготовленной нет. И вот пожары у них были, мы собираем экипажи, берём пожарных и едем. И разведка, доставка, и помощь в поиске людей, если кто-то теряется. Нас администрация просит».
У этих лихачей на самодельных внедорожниках золотые руки. Китайцы, которые держат десятки точек автосервиса в округе, им не конкуренты. В сапсановских уазиках есть что-то от «японцев», «европейцев» и даже - от отечественных БТР. Александр рассказывает, некоторые детали для машин изобрели сами:
«Техника разная: в основном у нас уазики. Ставим им японские дизеля, сращиваем коробки, мосты. Скажу честно, спасибо армии родной, ещё помогает. Вот у меня на машине бэтээровские амортизаторы используются. Что-то сами делаем, что-то точим, варим».
Российская дорога, хоть и непростая: местами ямы и колеи, но едем уверенно. Всё-таки чувствуем себя дома, несмотря на ночь и проливной дождь за бортом. В Агинское добрались за полночь. А уже утром держим путь в Читу.
| |