|
Некоторые западные экономисты не согласны с главой Международного валютного фонда Кристин Лагард, которая на прошлой неделе во время официального визита в Латвию, заявила, что нынешняя экономическая политика латвийских властей - это «история успеха», которая может служить вдохновляющим примером для многих европейских лидеров, ведущих борьбу с кризисом в еврозоне.
Американский экономист Марк Вейсброт, который уже неоднократно высказывал критические замечания об иллюзорности экономического восстановления в Латвии, в британской газете Guardian привел несколько аргументов, которые заставляют усомниться в правоте Лагард не столько латвийцев, которые не нуждаются в подобных пояснениях, сколько международную общественность, которую волнует судьба разворачивающегося в еврозоне экономического кризиса.
Он напоминает, что во время мирового финансового кризиса и рецессии 2008-09 гг. латвийская экономика пережила самый сокрушительный удар по сравнению с другими странами, пожертвовав на алтарь «политики урезания» четверть валового внутреннего продукта страны. Безработица выросла с 5,3% до 20% численности трудоспособного населения. А если учесть число жителей, которые были вынуждены работать неполный рабочий день или вообще вышли из категории трудоспособных граждан, то уровень безработицы/недостаточной занятости превысил 30%.
Экономист подчеркивает, что этим пережитые латвийцами страдания не ограничиваются, поскольку примерно 10% трудоспособного населения покинуло страну, и многие из уехавших не собираются возвращаться.
В прошлом году латвийская экономика выросла на 5,5%, в этом году, согласно прогнозам, вырастет на 2%. Это достаточно медленное восстановление для страны, которая ранее рухнула в такую глубокую яму. Еще хуже то, что безработица еще достаточно высока, официальный уровень - 16,3%, а в более широком понимании - около 23%. По прогнозам МВФ, у Латвии уйдет 10 лет на то, чтобы ВВП вернулся на докризисный уровень, подчеркивает Вейсброт.
Если это успех, то правительствам стран еврозоны следует задуматься о том, что «Тройка» (в англоязычной прессе словом «Тройка» сейчас часто обозначаются три организации, отвечающие за решение экономических проблем в еврозоне, МВФ, Еврокомиссия и Европейский центральный банк) считает провалом, иронизирует экономист.
Худшим местом в мнении Лагард Вейсброт считает утверждение о том, что страны еврозоны должны повторить позитивные уроки из латвийского опыта. Дело в том, что по мнению экономиста Латвия не смогла успешно провести «внутреннюю девальвацию», даже если игнорировать ее социальные и гуманитарные издержки, что очень любит делать «Тройка». «Внутренняя девальвация» работает только в том случае, если страна может снизить стоимость рабочей силы настолько, чтобы стать более конкурентоспособной на мировых рынках и улучшить свой внешнеторговый баланс.
Это достигается, как и показала латвийская попытка, через создание массовой безработицы и снижение зарплат (это не «теория заговоров», а действительный смысл стратегии «внутренней девальвации»). Латвия преуспела в создании массовой безработицы, но не смогла изменить реальный обменный курс лата в такой степени, чтобы экспорт (или сниженный импорт) вывел ее из рецессии.
Дальше экономист объясняет, как же Латвия добилась демонстрируемого сейчас восстановления экономики. Главная причина в том, что в 2010 году Латвия не сделала того, что обещала МВФ и Еврокомиссии. Латвийские власти обещали урезать бюджет на огромную сумму, но не сделали этого. Кроме того, правительству помогла неожиданно низкая инфляция, благодаря которой власти смогли осуществлять более агрессивную монетарную политику, и сократили рост госдолга. Кроме того, Латвия получила крупные денежные вливания из Евросоюза, который хотел быть уверенным в том, что Латвия не прибегнет к девальвации, грозившей крупными убытками шведским банкам.
По мнению Вейсброта, страны еврозоны должны извлечь из латвийского примера совсем не тот урок, о котором с такой гордостью заявляет Лагард: если вы следуете советам Тройки, то вы получите разрушительную депрессию с огромной безработицей. Что сейчас и наблюдается в Греции и Испании. «Внутренняя девальвация» не работает, резюмирует Вейсброт.
«Это так приятно слышать от Лагард, которая, бесспорно, знает лучше других, что Латвия - это "успех". С тем же успехом можно называть успехом Великую депрессию, ведь в конце концов, в 1940-х годах экономика США восстановилась. И США тоже за 1929-33 гг. в относительных цифрах пережили такие же экономические потери, что и Латвия всего за два года (2008-2009). Испания, Греция, Португалия, Ирландия и другие страны еврозоны тоже восстановятся, и скорее всего, это произойдет после того, как они изменят свою экономическую политику», - пишет Вейсброт.
«А после этого МВФ и его союзники в Европе, проигнорировав потерянные для экономического роста и занятости годы бессмысленного страдания и потерянных жизней, объявят, что эти страны "успешно" реструктурировали свою экономику, потому следовали полученным советам», - утверждает экономист.
| |