|
Россияне отказываются заниматься бизнесом. Таковы данные социологического исследования холдинга «Ромир».
По данным исследования, большинство россиян не рискнули бы вложить деньги собственное дело. Они куда охотнее стали бы жить на проценты и потратились на недвижимость. О рисках в предпринимательстве Елена Щедрунова беседовала с экспертами в студии радио «Вести ФМ».
Щедрунова: Здравствуйте, у микрофона Елена Щедрунова. Социологическая компания «Ромир» опросила народ, на что бы он потратил миллион долларов, полученных, ну я не знаю, там в наследство, выигранных в лотерею, то есть свалившихся, строго говоря, с неба. Так подавляющее большинство наших сограждан точно не потратили бы его на собственный бизнес, на ведение собственного дела, то есть не вложились бы в дело, которое потом приносило бы им доходы. Кто-то купил бы квартиру, кто-то машину, меньшая часть потратила бы это на образование, на здоровье и так далее, и тому подобное. Но мы сейчас возьмем вот именно тот аспект, который касается ведения собственного бизнеса. Потому что, как утверждают социологи, в нашей стране людей, готовых заниматься собственным делом, потенциально готовых, меньше, чем в других странах мира, в странах с либеральной экономикой. Зависит ли это общества, зависит ли это от психологических особенностей человека, мы сегодня и попробуем выяснить с помощью наших гостей. У нас в студии руководитель психологического центра на Волхонке Анна Карташова. Анна, здравствуйте.
Карташова: Здравствуйте.
Щедрунова: И доцент кафедры социологии факультета журналистики МГУ Павел Разин. Павел, здравствуйте.
Разин: Здравствуйте.
Щедрунова: Вот Анна у нас будет за психотипы и за психологическую предрасположенность к ведению бизнеса отвечать, а Павел будет за социологию отвечать, то есть за то, как общество влияет на то, чтобы человек занимался собственным делом или наоборот не занимался.
Разин: Как пойдет. Это уже кто будет отвечать - разберемся.
Щедрунова: Пожалуйста. Итак, компания «Ромир» утверждает, что, когда они проводили в 2006 году подобные исследования, показатели были примерно такие же. И на что я обратила внимание вот в этих исследованиях - на то, что людей, готовых заниматься бизнесом при получении (еще раз повторяю) миллиона, свалившегося как снег на голову (миллиона долларов, не рублей), так вот людей в малых городах и людей в сельской местности, готовых заниматься бизнесом на основе этого миллиона больше, чем в целом по стране. То есть если в целом по стране это где-то 9 процентов, то в сельской местности - 10, а в малых городах - 16 процентов. Так с чем это связано? С тем, что люди, живущие в глубинке и провинции, о которых мы так часто говорим, они стремятся вырваться из этой среды, и поэтому у них есть потребность как-то сделать свое дело и вырваться из этой среды, а в городах больших все просто слишком сытые, и лучше потратить это на себя или на своих детей или близких? Павел, с точки зрения социологии.
Разин: С точки социологии, я думаю, что все вполне закономерно, поскольку (это, возможно, будет для вас открытием), но средний класс в России - это в основном люди из деревни, из деревень. Все очень просто. В каждом населенном пункте - в маленьком городке, в большом селе - всегда есть зажиточная семья, несколько зажиточных семей, которые содержат какое-то производство, магазин внутри этого поселения, лесопилку и так далее. Представляете, сколько у нас деревень? Основной прирост среднего класса идет как раз через малые населенные пункты и села действительно. Что касается психотипа этих людей, действительно в большом населенном пункте уж точно найдется человек, который ориентирован на бизнес. Это лучше наш психолог расскажет.
Щедрунова: Анна?
Карташова: Я думаю, что здесь связано с конкурентной средой это. То есть вот правильно Павел говорит насчет мелких городов и сельской местности, там конкурентность немножко пониже. То есть в крупном городе, вы представляете, сколько у вас будет конкурентов, если вы откроете магазин.
Разин: Да там просто сразу сжигают или убивают.
Карташова: А в сельской местности, в общем, как бы спокойнее гораздо это происходит. Ну как спокойнее? Конкурентность ниже все равно вот в этой самой среде. Ну, это мы с вами говорим про конкурентность, это тоже скорее такая социальная часть, то есть человеку проще, когда у него нет конкурентов, человеку в принципе проще что-то сделать, когда он понимает, что не надо будет с кем-то бороться, не надо себя с кем-то сравнивать, не надо там каким-то образом доказывать, что ты лучше, не надо бороться за потребителя. То есть если я в селе что-то такое открываю, чего еще не было, мне не надо бороться за потребителя, мне просто надо понимать, что эта потребность есть, я ее удовлетворяю своим бизнесом, но мне не надо будет бороться.
| |