|
Студенты Казанского авиационного института собирают новый сверхлегкий и компактный вертолет. Свою разработку они назвали Lark, что переводится как «жаворонок».
Будущие авиастроители уже запатентовали усовершенствованную систему винтов, машину оснастят новейшей авионикой. Перспективным проектом уже заинтересовались в Китае. А есть ли у этой разработки будущее в России?
Главная особенность вертолета Lark заключается в том, что он собран из композитных материалов, то есть, значительно легче аналогов. Каждую деталь корпуса вытачивают прямо в университете. Глядя на такую картину, кажется, что собрать вертолет можно даже в гараже.
Инженер кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ им. А.Н. Туполева Алексей Краснов поясняет: «Мы рисуем трехмерную модель того, что нам надо сделать, и, избегая все промежуточные этапы, мы сразу запускаем ее на станок, и у нас получается деталь. Раньше все вручную делалось, чертежи отдавались специалистам. Они ручным способом изготавливали болваны, снимали матрицу, и уже после этого запускали деталь в технический процесс».
Казанский авиационный институт 80 лет жил только железными птицами, точнее, их проектированием. И вот впервые студенты этого вуза готовы представить студенческий вертолет. Полетные испытания запланированы на осень. Заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов института Владимир Гайнутдинов отметил: «Это двухместный летательный аппарат, вертолет с очень компактным диаметром винта - всего 6 метров. Он может сесть на очень ограниченную площадку и взлететь с нее. Дальность полета - около 500 километров, максимальная скорость - 170 километров в час. Вертолет рассчитан на двух человек, и нельзя сказать, что в нем тесно - размеры его кабины примерно такие же, как у "Жигулей". Вместо приборов, которые мы раньше ставили, здесь будет стоять авионика, то есть, здесь будет дисплейное управление».
Уже готовы части корпуса второго «Жаворонка», и теперь обе машины дожидаются лишь двигателей. Собрана и система винтов по так называемой соосной схеме. Она считается одной из самых сложных и уникальных, за ее усовершенствование казанские инженеры даже получили патент. Ассистент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов Наиль Камалетдинов поясняет: «Это основной элемент вертолета. По сути, это несущая система, которая состоит из редуктора и двух втулок с несущими винтами, к которым крепятся лопасти. То есть, это все может вращаться в противоположных направлениях. Два других важных элемента - автоматы перекоса, которые расположены сверху и снизу. Они позволяют изменять углы наклона лопасти, тем самым, взлетать выше или ниже».
Уже через несколько месяцев вертолеты поднимутся в небо, но дальнейшая их судьба не ясна. Владимир Гайнутдинов беспокоится, что его детище может повторить судьбу первой разработки - самолета «КАИ-81». «Интерес у потенциального потребителя был, и сейчас он еще есть. Но довести это до серийного производства не представляется возможным. Можно долго говорить, но, наверное, пора уже что-то делать». - уверен он.
Представитель малой авиации, которым долго восторгались, так и остался выставочным экземпляром. Отечественная разработка не нашла поддержки ни у государственных органов, ни у бизнесменов. В то же время, разработкой студентов заинтересовались в китайском Сиане. Крупнейший технопарк готов и выкупить проект и переманить на работу инженеров. Но в институте не теряют надежды на то, что новый вертолет останется в российском небе.
| |