|
Новая тенденция. Политики правящей Партии реформ ранее неоднократно декларировали, что газовая зависимость от России для Эстонии неприемлема.
Около 20 лет правительство Эстонии независимо от находившегося у штурвала премьер-министра делало все, чтобы уменьшить зависимость от российского природного газа. Позапрошлой весной произошла незаметная смена позиции - газ вновь стал желанным энергоносителем.
Все произошло без особого шума. Видимая часть перемен в минувшую среду воплотилась в законе: Eesti Gaas надлежит в течение двух лет продать свою основную сеть. Вдобавок к этому не позднее 2015 года Elering построит в Мууга терминал для сжиженного природного газа (LNG - liquefied natural gas) - первый небольшой терминал стоимостью около 30 миллионов евро.
Elering хочет приобрести сеть главных газопроводов, чтобы создать эффективный регион для торговли природным газом, который помимо Балтийских стран будет охватывать еще и Финляндию.
Мощное лобби Балансовая стоимость базовой сети Eesti Gaas составляет около 50 миллионов евро. Эта сумма лежит в основе переговоров о продаже, поскольку согласно последнему закону Департамент конкуренции при утверждении тарифа может брать за основу лишь балансовую стоимость, а не цену реализации.
Повышение значимости газа неудивительно и в идеологическом плане. Продавцы фоссильного топлива и энергоемкие отрасли промышленности сумели выбить для газа статус «зеленого топлива».
Поскольку непосредственный выброс в атмосферу СО2 при сжигании газа по сравнению с горючим сланцем или углем почти равен нулю, то газ превращается в переходный вид топлива от фоссильных к зеленым энергоносителям. К огорчению защитников окружающей среды и, разумеется, заинтересованных в развитии обновляемой энергии групп.
Под давлением лобби посредников в распространении фоссильных видов топлива газ приобрел поддержку и со стороны стран Европейского Союза. По сообщению газеты Gardian, председатель совета Shell Джеймс Смит, являющийся ведущим лоббистом газа, заявил: газ дает Европе возможность перевести дыхание в борьбе с изменениями климата.
«Разработка сланцевого газа превратила и продолжает превращать демократические страны и союзников Эстонии в крупных производителей и морских экспортеров», - прокомментировал энергетическую политику правительства министр финансов Юрген Лиги. «Мы уже не будем находиться в полной зависимости от восточного соседа, если будут созданы альтернативные возможности для приема и аккумулирования газа».
«Двадцать лет у нас был риск оказаться под прессингом политического давления, которое в отношении некоторых стран, сделавших более значительную ставку на газ, уже реализовано, и косвенно, через непоследовательность ЕС по части российской политики, уже нанесло ущерб и нашим интересам, - отметил министр Лиги. - Сомнений по части газа как самого экологичного фоссильного топлива у нас не было и раньше».
Изменение позиции Самой актуальной темой газовой промышленности является сланцевый газ - технология позволяет с помощью сильного напора воды поднимать на поверхность скрытые в порах окаменелостей газовые скопления. Даже Эстония начала проведение исследований, чтобы установить возможности производства сланцевого газа в наших условиях.
Большие запасы сосредоточены в Польше, правительство этой страны планирует проложить газопровод в Литву, чтобы снабжать все Балтийские страны. Однако в пятницу министр энергетики Польши посетовал, что небольшой терминал LNG, оборудуемый согласно решению правительства Литвы, ставит под сомнение проект газопровода.
Газ совершает триумфальное шествие по всей Европе, предлагая альтернативу углю и нефти. Вдобавок ситуацию обостряет паника, возникшая после Фукусимы, поэтому Германия и Швейцария решили отказаться от атомной энергии.
Но ведь где-то же надо брать электричество. Однако воздействие на экологию процесса добычи сланцевого газа весьма сильное, ведь для его производства необходимо наличие значительных объемов воды, а сама технология представляет угрозу для подземных вод.
Медленное изменение позиции Эстонии началось позапрошлой весной, когда в правительственных кругах была достигнута договоренность о том, что будет инициировано изъятие базовой сети у Eesti Gaas.
Скрытую подготовительную работу достоянием гласности сделал Андрус Ансип, сообщивший, что Эстония, так же, как и Литва, хочет вывести базовую сеть газоснабжения из-под контроля Газпрома в лице местного торгового предприятия. Затем грянули выборы, и сейчас закон достиг той стадии, которая должна завершиться ударом молотка законодателя.
«Я хотел бы, чтобы газ был приравнен к другим видам топлива», - заявил на прошлой неделе журналистам руководитель Elering Таави Вескимяги. Звучит логично, если бы не было статистики потребления, согласно которой газ в Эстонии используется все меньше. Потребление газа в Эстонии составило в прошлом году 631 миллион кубометров, то есть на десять процентов меньше, чем в позапрошлом году.
Сложности с терминалом После остановки деятельности производителя удобрений Nitrofert больше всего газа потребляет сеть центрального отопления Таллинна, в которой, однако, намечаются крупные изменения.
В столице построена одна работающая на древесной щепе тепловая электростанция, в следующем году появится станция, работающая на энергии сжигания отходов, а потом и еще одна котельная на древесной щепе.
Все эти изменения происходят на волне прежней политики, враждебной по отношению к газу. При этом политические деятели Партии реформ неоднократно декларировали, что газовая зависимость от России для Эстонии неприемлема.
Крупным потенциальным покупателем газа является зарождающаяся в Эстонии топливная промышленность. Eesti Energia и Viru Keemia Grupp наперегонки друг с другом строят в Ида-Вирумаа заводы по производству сланцевого масла, где впоследствии должен появиться завод по рафинированию масла. Но ему потребуется водород для производства дизельного топлива.
Поскольку совместные усилия Эстонии и Финляндии по части снижения для Балтийского моря нормы содержания серы провалились, то судам, бороздящим здешние воды, также придется использовать LNG.
Гораздо сложнее обстоят дела с большим терминалом LNG, сами руководители Балтийских стран не сумели договориться относительно места его расположения. Еще до Иванова дня нанятые Европейской комиссией эксперты должны будут представить свою оценку: какой из предложенных прибалтами проектов терминала LNG является наиболее подходящим.
У Эстонии есть уже целых три проекта. Одним из преимуществ проекта в Мууга является подоплека государственных фирм, Хейти Хяэль в рамках палдиского проекта Alexela продолжает вести борьбу с таинственными совладельцами.
Большая проблема сопряжена с Финляндией. Лица, принимающие решения в Эстонии, рассчитывают, что новая энергетическая стратегия, которую публично огласят в конце лета, откроет путь газу.
Сейчас Финляндия предпочитает свободную энергетическую экономику парниковых газов: атомная энергия и возобновляемая энергия. Поскольку Финляндия газа не желает, нет надежды на создание газопровода Эстония - Финляндия.
Если же газопровода не будет, то для создания Прибалтийским странами регионального терминала LNG потребителей окажется недостаточно.
| |