|
В рамках прошедшего с 20 по 24 сентября в Санкт-Петербурге «КИНОЭкспо»-2010 состоялась традиционная конференция из цикла «Бизнес кинотеатров», которая на этот раз получила тему «Бизнес кинотеатров и современный кинозритель». Несколько авторитетных докладчиков представили свои индивидуальные, а порой и противоречащие друг другу взгляды на актуальные проблемы современной киноиндустрии. Предлагаем всем нашим читателям наиболее интересные моменты этой дискуссии.
Во вступительном докладе Олег Березин , генеральный директор компании «Невафильм» и модератор встречи обозначил основные векторы актуальной проблематики российских кинотеатров, отмеченной и в главной теме всего мероприятия. По его мнению, современный кинозритель - это драйвер бизнеса кинотеатров. Тут же встает вопрос - знают ли кинотеатры своего зрителя? Они говорят - да, знаем, мы же проводим анкетирования, различные опросы тех, кто приходит в наши залы. Но опрашивать надо и тех, кто НЕ приходит в ваши залы; и выяснять, почему они не приходят. Кривая роста посещаемости российских кинотеатров показывает увеличение зрителей на 100% в год. В чем причина такого прогресса? Увеличение количества экранов в стране? Приток голливудских блокбастеров? Повышение качества и сервиса самих кинотеатров? И пусть вас не вводят в заблуждение эти радужные показатели, ведь у этой медали есть и обратная, нелицеприятная сторона. В этом нам и предстоит разобраться. Как предстоит ответить и на главный вопрос - так кто же он, наш современный кинозритель? Ведь за последние годы наработка с экрана постепенно снижается - а это главный показатель дохода отдельного кинотеатра или зала. Также важна перспектива расширения географии кинопоказа, ведь за последние 6 лет доля населения, охваченного кинопоказом, увеличилась только на 6%! Сейчас у нас уже более 2000 экранов, через несколько лет их станет 3500, 5000. Но насколько эта динамика затронет большую часть населения нашей страны? По данным государственной статистики с 2011 по 2025 год нас ожидает неизбежное падение кассовых сборов и наработок с экрана, так как активным зрителем станет малочисленное так называемое поколение кризиса - когда рождаемость была на минимальном уровне. И где тогда искать потенциал для развития бизнеса кинотеатров? «Черную» перспективу статистики работы российских кинотеатров несколько «портят» такие проекты как «Аватар» и «Алиса в стране чудес» - с рекордными сборами, но в целом ситуация такова. По показателю киноаудитории Россия (с индексом 0,97) значительно отстает от остальных крупных стран - Германии (1,79), Великобритании (2,83), не говоря уже о Франции и США (более 3). Поэтому в поисках дополнительных источников дохода кинотеатрам приходится осваивать технологические новинки (стереокино, IMAX), креативно распоряжаться помещением (оборудовать VIP-залы и т. д.), работать с альтернативным контентом, вести прямые трансляции спортивных и культурных мероприятий. Олег Березин привел также схему эволюции драйверов рынка кино в России. С 1996 года по 2002 драйвером являлся сам кинотеатр, с 2003 по 2007 - дистрибьютор, с 2008 по 2011 - блокбастер, а вот с 2011 года начинается время царствования зрителя! Именно от борьбы за его привлечение и удержание будет зависеть будущее индустрии российского проката. После такого яркого вступления общую мысль рассуждений немного в сторону увел Тони Адамсон, менеджер Texas instruments, продавец технологии DLP. Он рассказал о преимуществах цифровой технологии в кино,в структуре кинопоказа. Правда, доклад начался с забавного казуса - по мнению Адамсона, за сто лет своего существования (до 1992 года - когда цифровые технологии появились сперва в звуке, потом и в изображении) кино не претерпело особого технического прогресса! А как же звук? Цвет? Стереокино, которое появилось еще 1950-е?! Но, тем не менее, цифра действительно завоевывает рынок. С 2006 года в наиболее развитых с точки зрения передовых технологий США и Канаде доля цифрового кинопоказа выросла на 998%! В Европе на 5622% (сейчас там насчитывается около 5800 цифровых залов), перспективным рынком также является и Латинская Америка - там количество залов за 4 года увеличилось с 18 до 679, Азия также дала прирост на 1100%. Всего в мире сейчас (данные на июль 2010) насчитывается 22847 цифровых залов, и в ближайший год ожидается увеличение этого показателя сразу на 15000 экранов! Лидером по количеству цифровых залов из европейских стран является Франция с 1164 экранами, Россия занимает в этом списке почетное 5-е место, правда, Тони Адамсон отметил, что наша страна является сейчас наиболее перспективным рынком для развития технологии цифрового кинопоказа. Следующим выступающим стал Павел Шиловский, директор по стратегическому развитию компании «Синема 360» (занимающейся привлечением рекламы в кинотеатры). По просьбе организаторов, он составил и представил публике социально-демографический портрет современного российского кинозрителя. Источниками стали исследования и данные компаний Gallup, Comcon, Movie Research. Первое, с чем пришлось столкнуться докладчику в своих исследованиях - это отсутствие единых данных по данному вопросу. Кинопроизводители, прокатчики, рекламодатели и государство, оказывается, апеллируют совершенно разными представлениями о нашем кинозрителе! Проводимые опросы в кинотеатрах и домохозяйствах показали разные данные. Там категория активного кинозрителя 16-25 лет была представлена в разных «весовых категориях», Интернет также не внес ясности - около 70% всех возрастных групп оказались активными кинозрителями. ВЦИОМ и вовсе рассмешил: опросив 1600 человек в 140 городах России, они предоставили отчет. На март 2010 года 12% опрошенных ни разу за год не сходили в кинотеатр, а к августу этот показатель достиг 20%! Как так? В зале послышались недоуменные возгласы. А как же «Алиса в стране чудес», «Шрэк 4», «Принц Персии», «Сумерки. Сага. Затмение»?! Оказалось, к исследованию добавили данные из Кавказского региона, в котором около 65% населения ни разу не были в кино за прошедший период времени (а может даже и дольше!). И все же Павлу Шиловскому удалось на основе всех этих исследований набросать эскиз к портрету нашего кинозрителя. На сегодняшний момент около 20 млн. жителей России охвачены кинопоказом, но только 1,5 млн. из них являются активными посетителями кинотеатров. 34% из них - это люди 16-25 лет, 29% - 26-35 лет, 17% - 36-45 лет, и 20% - люди старше 46 лет (то есть каждый пятый зритель!) Как правило, кинозритель - это образованный, обеспеченный человек. Женатых в кино ходит меньше, а вот с детьми - уже больше. Мужчины предпочитают боевики, а вот женщины... мультфильмы и ужасы! 44% всех кинозрителей - новаторы по своей сути, они готовы рисковать, уверены в себе, но подвержены шопингомании. В пример нашему рынку исследования киноиндустрии докладчик привел опыт Великобритании, где к этому вопросу подходят очень серьезно. Как к высшей математике, которая сегодня вроде бы не нужна, завтра тоже, а вот следующее поколение уже не сможет без нее жить, поэтому изучать ее и развивать необходимо уже сегодня. Проблему развития кинопоказа в России выступающий очень эффектно сравнил с белкой в колесе, которая крутится из года в год, с прежними усилиями, не замечая, что сама она становится все больше и больше, а вот колесо по-прежнему сохраняет свои размеры. К чему приведет это гонка? Поэтому всех призвали делать отчетность более прозрачной, идти навстречу коллегам и государству. Больше информации - больше денег для всех. Интернет-портрет отечественного кинозрителя нарисовали перед публикой Михаил Клочков, главный редактор сайта Кинопоиск.ру и Иван Кудрявцев, ведущий программы «Индустрия кино» на телеканале «Россия 24».
| |