|
Количество иностранных туристов в России растет. По сравнению с прошлым годом отдыхающих в России иностранцев стало на 16% больше.
По данным Росстата, в основном к нам приезжают жители Китая, Германии, Турции, Франции и Италии. Однако представители туриндустрии считают, что в основном это участники бизнес-командировок, которым проще было получить туристическую визу, чем деловую.
А отпуска иностранцы предпочитают проводить не в России. Да и сами россияне предпочитают по мере возможностей выбираться на отдых в другие страны. Эксперты считают, что ни россияне, ни иностранцы просто не осведомлены о богатых туристических возможностях нашей страны. О проблемах внутреннего туризма Александр Андреев беседовал с экспертами в студии радио «Вести ФМ».
Андреев: Вы слушаете радио «Вести ФМ», у микрофона Александр Андреев. И у нас в гостях генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Сергей Анатольевич, здравствуйте.
Ромашкин: Здравствуйте, Александр.
Андреев: И генеральный директор туристической компании «Алеан», глава комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России Илья Уманский.
Уманский: Добрый день.
Андреев: Будем говорить о туризме в России. Насколько я понимаю, он складывается из туризма внутреннего, то есть россиян, которые отдыхают внутри страны, и туризма внешнего, то есть иностранцев, которые сюда приезжают. Россиян, наверное, тоже можно поделить на тех людей, у которых есть деньги на то, чтобы ездить за границу, и на тех, у кого таких денег нет. Последние - это просто туристы в России по необходимости. Все остальные, если захотят - приедут, если захотят - не приедут. Вот, наверное, следует сосредоточиться в первую очередь на них. Что нужно сделать, чтобы в Россию ехали как свои, так и чужие?
Ромашкин: Я бы хотел немножко сказать об иностранцах, которые путешествуют или собираются путешествовать по России. Россия, конечно же, привлекательная страна и для европейцев, и, допустим, и для американских, и для японских туристов, и они сюда едут. О чем они говорят, когда приезжают сюда или когда собираются ехать, какие у них сложности? Первое - визовый режим. О нем много говорится, и вот наш президент в последней поездке в Евросоюзе говорил об этих визах. Имеется в виду взаимная отмена виз россиянам в Европу и европейцам в Россию, что существенно увеличит потоки в обе стороны. Пока что процедура получения виз иностранцами затянута, сложна и не понятна им, и, скажем так, дороговата.
Вторая проблема - высокая стоимость туров. Хотя мы говорим нашим партнерам на Западе, что Россия - это не дешевая страна, это, извините, не Афганистан, не Пакистан, не Индия, Россия - это вполне себе европейская страна с европейскими ценами, все-таки даже на фоне европейских цен мы слегка проигрываем в стоимости туров. Сегодня классический 6-7-дневный тур Москва - Петербург (это самая популярная такая комбинация, допустим, у немцев - три-четыре дня в Москве и три дня в Петербурге) стоит вместе с перелетом 1400-1500 евро. Вы понимаете, на эти деньги любой здравомыслящий немец может уехать в любую страну мира, даже в Австралию, и, конечно, по Европе никаких проблем съездить в два раза дешевле. Все-таки цена высоковата.
Третье. Да, принято жаловаться на инфраструктуру недостаточно развитую, в то же время вот в тех городах, в которых они бывают (Москва, Петербург прежде всего), здесь нет проблем ни с гостиницами, ни с инфраструктурой, и как бы те пробки, о которых они говорят, это как бы неизбежное зло, и они это понимают. Каких-то проблем, связанных вот именно с размещением, с гостиницами, с гидами, с сервисом - ну, это разовые как бы случаи, это разовые претензии, и погоды они не делают.
Андреев: Цены у нас европейские. А уровень сервиса европейский?
Ромашкин: В тех городах, в которых они бывают, да, уровень европейский. Я просто хочу подчеркнуть, что 90 или 95 процентов иностранцев, въезжающих в Россию, имеют целью поездки Москву, Петербург, Суздаль, Владимир и несколько процентов чудаков едут на Байкал.
Андреев: Ну а что тогда, чего не хватает? Только в визах проблема? Почему у нас не развивается бурно туризм?
Ромашкин: Здесь надо говорить, наверное, о каких-то системных проблемах в целом, и руководство страны об этом говорит, проблемы общие и для иностранцев, и для россиян. Как бы мало появляется новых экскурсионных объектов, мы не можем донести информацию о каких-то новых маршрутах даже до своих туристов, слабая реклама, слабый маркетинг. Если говорить о местах каких-то более там удаленных вот от этих туристических центров, то нам известны буквально два-три примера удачного такого, удачной раскрутки, удачного брендирования - это Великий Устюг, проект «Дед Мороз», и отчасти туристическая Карелия, которая за несколько лет стала одним из лидеров такого активного экстремального, а не только экскурсионного туризма. Нужны новые идеи, нужно продвижение, нужна реклама.
Андреев: То есть мы не можем продать даже то, что имеем?
Ромашкин: Фактически так.
| |