|
В прошлом перевозчик, сегодня депутат Пермской гордумы рассказал о причинах аварии с участием трамвая №8 и объяснил, чем заканчивается экономия на безопасности.
- Павел Германович, прокомментируйте, пожалуйста, аварию трамвая на улице Борчанинова.
- Мне сложно делать глобальные выводы, это частный случай, с этим надо разбираться комиссии с завода-изготовителя. Расследование затянется минимум на месяц.
- Вы согласны с тем, что это событие встает в один ряд с "бешеным автобусом", аварией на краснокамском водозаборе, трагедией в "Хромой лошади"...
- Не так давно дом упал в Бетонном переулке, а жителей эвакуировали за два дня до происшествия - в этом тоже кто-то виноват. Кроме истории с трамваем есть масса поводов, чтобы поговорить о ситуации в общественном транспорте. Есть ряд заинтересованных в этом вопросе лиц, кто-то предлагает повышать тариф, кто-то намерен пересмотреть маршрутную сеть. Одно можно сказать точно: транспортом давным-давно не занимались, он у нас находится в застойном состоянии.
Водитель может отработать у одного предпринимателя сутки, ему надо отдыхать, но он в погоне за деньгами снова идет работать в рейс уже к другому перевозчику. Так они и работают, пока не падают от усталости.
- Почему?
- Потому что не было стимулов. Может быть, этот случай с трамваем заставит обратить внимание на отрасль. У нас же не только в транспорте дела плохи, кто-то жалуется на здравоохранение, кто-то на отсутствие мест в дошкольных учреждениях.
- Судя по трамваю №8, автобус №67 ничего не изменил.
- В том-то и дело. В Перми были и другие случаи, когда трамвай «тормозил» легковым автомобилем. На "Эхо Перми" один человек рассказывал, что был потерпевшим в ДТП с участием трамвая, но "гаишники" сделали его виноватым. Им тоже не всегда выгодно портить свою статистику ДТП с общественным транспортом. Когда они видят, что пошел перебор таких сообщений, они начинают обвинять всех, кроме водителей общественного транспорта.
- Вы хотите сказать, что сотрудникам ГИБДД дана установка не фиксировать водителей общественного транспорта в роли виновников ДТП?
- Эта установка может приходить от самих начальников полиции.
- Почему это происходит?
- Есть средний уровень статистики нарушений за год. Портить его ДТП с общественным транспортом нежелательно. Одна из задач сотрудников ГИБДД - выезжать на предприятия, которые занимаются пассажироперевозками, воспитывать водителей, проводить с ними профилактические беседы о безопасности.
- Но вместо этого они предпочитают перекладывать вину в ДТП на частников?
- Да, но это не всегда получается. Да и перевозчики сами не всегда обеспечивают условия для работы сотрудников ГИБДД - например, не могут обеспечить явку водителей на такие собрания.
Одна из основных причин, из-за которых происходят ДТП с участием общественного транспорта, это отсутствие учета водительского состава. Водитель может отработать у одного предпринимателя сутки, ему надо отдыхать, но он в погоне за деньгами снова идет работать в рейс уже к другому перевозчику. Так они и работают, пока не падают от усталости. На Соликамском тракте было ДТП, после которого водитель автобуса признался, что он пятый день за рулем.
В отрасли дефицит персонала, прежде всего - водителей. Вы думаете - почему кондуктора хамы? Потому что нормальных людей, которые в этих условиях за такие деньги работают, нет. Среди водителей есть и наркоманы, и алкоголики. Вот он с утра прошел медосмотр, в трубку дунул, его отправили в рейс. Он доезжает до «конечки», выпивает бутылку пива и потом счастливый ездит. А может и не одну выпить.
У нас как минимум 10-15% всего объема общественного транспорта работает на грани угрозы жизни и здоровью пермяков, это около 200-300 автобусов, троллейбусов, трамваев.
- С безопасностью на автобусах понятно. Но трамваи - это не тот случай, где вагоноважатые работают, пока не упадут от усталости.
- Нередко на маршрут выпускают сомнительный с точки зрения исправности транспорт. Диспетчеры принимают решение - пусть он сегодня доездит, а завтра отремонтируем. В итоге ремонтные или профилактические работы оттягивают до последнего.
- Почему это происходит?
- Есть план выхода автобусов на линию, за которым следит муниципальное учреждение «Гортранс». Оно отслеживает, сколько автобусов, трамваев и троллейбусов перевозит пермяков в течение дня. Положено, условно говоря, 1 800 транспортных средств выводить, они и должны выйти, задача перевозчика - обеспечить это любой ценой, иначе его ждут штрафные санкции.
Для замены предусмотрен резервный транспорт, но он находится в еще худшем состоянии. В итоге у нас как минимум 10-15% всего объема общественного транспорта работает на грани угрозы жизни и здоровью пермяков, это около 200-300 автобусов, троллейбусов, трамваев. Хотя, если 200 машин не выйдет, это не так страшно. Без больших потерь для жителей можно эту технику отремонтировать и привести в надлежащее состояние.
- К чему приводит экономия перевозчиков на безопасности?
- В трамваях-троллейбусах пассажиров уже сейчас иногда бьет током при касании металлических поверхностей. Это неприятно, но для жизни неопасно. У автобусников другие причуды - они могут зимой на лысой резине ездить, объясняя это нехваткой средств. Надо понять, что если перевозчик будет соблюдать все нормы и правила безопасности, его деятельность станет убыточной, а он еще и прибыль умудряется извлекать. За счет чего? За счет неосуществления мер по обеспечению безопасности. Сюда входит несвоевременная замена резины, тормозных колодок, непрохождение вовремя некоторых тестовых мероприятий. Все это ведет к угрозе жизни и безопасности населения.
На одном маршруте может работать до 15 перевозчиков, у каждого по десять машин, тогда как на этом маршруте хватит семи автобусов. При такой насыщенности не заработает никто, и о безопасности можно будет не вспоминать.
- Кто должен следить за обеспечением безопасности? Что необходимо сделать, чтобы случаи с трамваем №8 и автобусом №67 не повторялись?
- В Пермской гордуме и в администрации Перми обсуждается новая концепция городских пассажирских перевозок. Но обеспечению безопасности в ней уделяется мало внимания. В рамках концепции обсуждается предложение пустить перевозчиков в рынок через заявительную систему допуска. Система эта работает в формате «захотел и пришел». На одном маршруте может работать до 15 перевозчиков, у каждого по десять машин, тогда как на этом маршруте хватит семи автобусов. При такой насыщенности не заработает никто, и о безопасности можно будет не вспоминать. Автобусники будут напоминать таксистов, которые ездят наперегонки в погоне за пассажирами.
- То есть неясно, как сделать так, чтобы 150 троллейбусов и трамваев были работоспособными?
- На мой взгляд, это преждевременно обсуждать. Не готовы к этому ни перевозчики, ни контролирующие органы. Но рано или поздно мы к этому придем.
- Когда будет принята концепция?
- Правильную концепцию можно сделать к новому году. Неправильную уже к лету.
Все «пляшется» от затрат. Если в городе работает 2 000 единиц общественного транспорта - все ездят сидя, но за 15 рублей. Если 1 500 - будем ездить за 12.
- Общественный транспорт в Перми далек от максимальной наполняемости?
| |