|
Жертвы дорожно-транспортных происшествий и люди, пострадавшие в других чрезвычайных ситуациях, в абсолютном большинстве случаев не получают первой помощи ни от окружающих, ни от сотрудников специальных служб. В чем причины сложившейся ситуации и как можно ее изменить? Эти вопросы обсудили сегодня, 13 июня, на пресс-конференции в Челябинске.
Как рассказала главный врач станции скорой медицинской помощи Елена Ершова, в прошлом году медики выезжали на место ДТП 4000 раз, в нынешнем году - 1647 раз. В этих происшествиях пострадало 1482 человека, около 800 из них пришлось госпитализировать. Ни в одном из этих случаев первая помощь пострадавшим на месте ДТП оказана не была. Как пояснила Елена Ершова, иногда неоказание первой помощи может существенно ухудшить состояние пострадавших, привести к их инвалидности или смерти.
В качестве подтверждения директор городской службы спасения Александр Иванов привел в пример гибель сотрудника завода «Трубодеталь» в апреле нынешнего года. При аварии на производстве мужчине придавило ноги, первой помощи он не получил, и в результате скончался.
По словам начальника отдела УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области Сергея Макарова, единственная причина, по которой инспектора ДПС могут не оказывать первую помощь - прибытие их на место происшествия уже после приезда медиков. Как заверил заместитель начальника отдела ДПС УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области Владимир Кобак, все инспектора ДПС имеют специальную подготовку для оказания первой помощи, и имеют в машинах необходимый набор приспособлений.
Председатель челябинской региональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Бруй считает, что неоказание водителями первой помощи пострадавшим имеет психологические корни. Люди, не имеющие хотя бы минимальной медицинской подготовки, в экстремальных ситуациях теряются, впадают в ступор, и забывают все, чему их учили.
Ему категорически возразили медики - Елена Ершова и директор областного центра медицины катастроф Игорь Ребиков. По мнению врачей, причина вовсе не в растерянности водителей, а в их осознанном нежелании оказывать помощь, которое проистекает во многом из воспитания и привитых стереотипов поведения, а с другой стороны, является показателем недостаточной подготовленности водителей. Игорь Ребиков привел в пример статистику, собранную в Краснодарском крае (в Челябинской области такая статистика отсутствует). Выяснилось, что только 20% преподавателей, которые читают будущим водителям курс первой помощи, имеют хоть какое-то отношение к медицине. В подавляющем большинстве это те же люди, которые обучают правилам дорожного движения, и квалифицированно научить первой помощи не могут по определению.
Ситуация медленно (по мнению Елены Ершовой - слишком медленно) меняется в лучшую сторону. По приказу Минздравсоцразвития, который вышел в 2010 году, преподавать курс первой помощи имеют право только медики. Как пояснили представители ГИБДД и службы спасения, их сотрудники постоянно проходят переподготовку, совершенствуется и закупается дополнительное оборудование для оказания первой помощи.
Елена Ершова продемонстрировала журналистам и руководителям специальных служб изобретение территориального центра медицины катастроф Свердловской области - жилет спасателя. Он содержит все необходимое для оказания первой помощи, а предметы в нем расположены в том порядке, в каком их нужно применять в соответствии с установленным алгоритмом. Например, самые верхние отделения жилета содержат средства собственной защиты спасателя, о которых даже врачи скорых нередко забывают. Представители службы спасения и ГИБДД выразили готовность оснастить такими жилетами своих сотрудников.
Владимир Кобак напомнил, что за неоказание помощи и оставление в опасности существует уголовная ответственность по статьям 124 и 124 Уголовного кодекса. В Челябинской области по этим статьям в последнее время возбуждено несколько уголовных дел.
| |