|
Как сообщили Ньюс61.RU в пресс-службе горадминистрации, ссылаясь на городской Департамент экономики, последний раз МРОТ повышался в июне 2011 года на 6,5%, до 4611 руб. Однако увеличение составило лишь 281 рубль, и установленный федеральным законом нынешний МРОТ всего на 74% соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения Ростовской области, который составляет 6224 руб. (за 4 квартал 2011 года).
Тем не менее, ст. 133.1 «Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации» Трудового кодекса РФ, делегирует регионам право устанавливать собственный размер МРОТ для работающего населения, за исключением работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета.
На территории Ростовской области законодательно свой региональной МРОТ не принят. Вместе с тем, областным (городским) трехсторонними соглашениями между Администрацией области (города) Федераций профсоюзов Ростовской области и союзом работодателей Дона (Советом директоров предприятий города Ростова-на-Дону) принято совместное решение по обеспечению минимального размера оплаты труда работников, в соответствии с которым в 2012 году минимальной нормой, рекомендуемой работодателям внебюджетного сектора экономики в части установления минимальной заработной платы, закрепленной в коллективных договорах и локальных нормативных актах предприятий, является величина прожиточного минимума трудоспособного населения.
Администрация города проводит мониторинг предприятий внебюджетной сферы экономики посредством ведения банка данных минимального размера оплаты труда, который был сформирован впервые в 2003 году и содержал сведения по 500 крупным и средним предприятиям города. За период с 2003 по 2012 годы количество участников мониторинга увеличилось более, чем в 5 раз, - до 2730 предприятий со среднесписочной численностью работников 220,6 тыс. человек или 50,9% от количества работников всех предприятий города (433,4 тыс. чел.).
При этом 2374 обследуемых предприятий (86,9%) являются представителями малого бизнеса, численность работников на которых 61,5 тыс. человек (27,9% от среднесписочной численности банка данных).
Показатели, определенные областным соглашением в части установления минимального размера оплаты труда, по данным на начало мая, поддержали более 2 тыс. работодателей, что составляет 73,4% по обследуемому кругу. Численность работников, занятых на этих предприятиях, составила 178,9 тыс. человек или 81,1% от среднесписочной численности работников предприятий, включенных в банк данных.
За четыре месяца текущего года число работодателей, присоединившихся к Соглашению, увеличилось на 26,5% (с 1481 до 2016 от общего числа организаций, принявших участие в мониторинге).
По результатам мониторинга было установлено, что в числе отстающих от принятых обязательств оказались 714 работодателей (26,1 %), у которых трудятся 41,69 тыс. человек (18,9% от общего количества работников, включенных в банк данных). В их числе 9 организаций, на которых МРОТ установлен в размере, гарантируемом федеральным законодательством (4611 руб.).
У отдельных работников (7,2%) за полностью отработанную норму рабочего времени среднемесячная зарплата ниже бюджета прожиточного. Большая часть из них (72,3%) занята на предприятиях малого бизнеса, осуществляющих деятельность гостиниц и ресторанов, занимающихся торговлей. Вместе с тем, с 1 января 2012 года минимальный размер оплаты труда был повышен для 1,3 тыс. работников (46,7 %) и численность работников, получающих минимум, установленный федеральным законодательством (4611 руб.), сократилась более чем в 6 раз (с 280 до 58 человек). Трудовым кодексом РФ организациям предоставляется право самостоятельно определять формы и системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и окладов. Однако в отдельных случаях наблюдается неоправданная диспропорция в уровнях заработной платы работников. Зачастую она складывается в зависимости не столько от финансовых возможностей организаций, сколько от воли работодателей, пытающихся показать официально низкую заработную плату, минимизировав этим платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Проанализировав показатели мониторинга по размеру минимальной оплаты труда, установленной на предприятиях, и уровня их средней заработной платы, можно определить, что на ряде предприятий практически отсутствует тарифное регулирование оплаты труда работников, а также система установления выплат доплат и надбавок.
Полученные данные позволяют определить сферы экономической деятельности с наиболее критичными показателями оплаты труда и сделать вывод о том, что необходимость тарифного регулирования и вопросы оплаты труда продолжают оставаться довольно актуальными и всем сторонам социального партнерства необходимо противодействовать правовому нигилизму руководителей. Проведенная с 1 января 2011 города реформа единого социального налога и повышение ставки страховых взносов работодателей с суммы фонда оплаты труда с 26 до 34% увеличила долю расходов многих компаний и малых предприятий. Попытки сэкономить на НДФЛ и страховых взносах посредством выплаты части заработной платы «в конверте» приводят к снижению платежей в пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и соцстраха.
Между тем несвоевременная или неполная уплата страховых взносов работодателями, сокрытие реальных доходов и фонда оплаты труда работников являются не только нарушением законодательства, но и лишают работающего гражданина права на получение целого комплекса государственных гарантий. В случае рождения ребенка, болезни, травмы на производстве пособие рассчитывается из официального заработка работника, поэтому сокрытие реальной суммы зарплаты приводит к его снижению. Увеличивается риск не получить в полном объеме отпускные или расчет при увольнении. Отсутствуют социальные гарантии, связанные с сокращением персонала на производстве. По причине недостаточного уровня доходов может быть дан отказ в выдаче визы для выезда за границу, а при назначении государственного пенсионного обеспечения по старости или установления инвалидности пенсия будет назначена в меньшем размере.
В целях защиты своих прав в случае получения заработной платы «в конверте» работник вправе инициировать обращение в органы прокуратуры и инспекцию по труду, что влечет за собой привлечение к административной ответственности недобросовестных работодателей в виде штрафных санкций до 50 тыс. руб.
При этом руководитель должен осознавать свою социальную ответственность. Ведь заниженная заработная плата влечет за собой разрушительное воздействие как на само производство, так и на систему социально-трудовых отношений, поскольку может привести к возникновению социальных конфликтов и в целом - к торможению в развитии экономики.
Стремление к более высоким показателям качества трудовой жизни, включая размер заработной платы, предполагает усилия всех сторон, участвующих в социально-трудовых отношениях, включая работников и их представителей в лице профсоюзов, работодателей и государства. От работников требуется более полное владение профессией, повышение квалификации, качества и интенсивности труда, от работодателей - тщательная организация производства и труда, улучшение его условий, безопасности и привлекательности, от государства - совершенствование с учетом веления времени и накопленного опыта трудового и общего социального законодательства.
| |