|
Программа развития конкуренции в России потерпела «полное фиаско», признал глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на заседании бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
«Программа ничего не принесла, она оказалась бессмысленным документом», - подчеркнул Артемьев. Программу развития конкуренции на 2009-2012 годы разработало Минэкономразвития, ее одобрило правительство. Цель программы - снижение издержек для бизнеса для входа на рынок, упрощение доступа к инфраструктуре естественных монополий, а также более тщательный надзор за действиями чиновников. ФАС выдвигает свои десять стратегических инициатив по развитию конкуренции. Посвященный этому доклад ведомства рассматривался в среду и на заседании открытого правительства, в четверг его рассмотрит кабинет минисьтров России. До этого в ФАС отказались представить доклад. Но часть предложений ведомства Артемьев назвал. Одно из них - составление планов развития конкуренции не в целом, а по конкретным отраслям. «Надо рассматривать в каждом конкретном случае и утверждать планы развития конкуренции по отраслям очень жестко, с участием предпринимательских сообществ, которые должны составить там не менее половины», - рассказал Артемьев бизнесу. Изменить ФАС предлагает и действующее антимонопольное законодательство, в частности, обязать компании, доминирующих на своих рынках, публиковать свои торговые политики: «как формируются оптовые скидки, какие есть условия оплаты и так далее». Развитию конкуренции, по мнению ФАС, должно способствовать и резкое увеличение штрафов для чиновников за нарушение антимонопольного законодательства. «А то мы, бываем, ведем многомесячный судебный процесс, добиваемся признания чиновника виновным, а тот получает штраф в 10 тысяч рублей. Должно быть хотя бы 100-200 тысяч», - сказал Артемьев, напомнив, что 53% нарушений в антимонопольной сфере совершают именно госслужащие. Еще одно из предложений ведомства касается финансового сектора. «В частности, ФАС предлагает изменить процедуру расчета стоимости по ОСАГО, чтобы сделать эту услугу конкурентной, чтобы компании конкурировали по цене, а государство фиксировало верхнюю планку, и, на наш взгляд, это очень важно», - подчеркнул председатель правления союза общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» (КонФОП) Дмитрий Янин на открытом правительстве. Обсуждать инициативы ФАС с бизнесом должна специальная правительственная комиссия, которую возглавит вице-премьер. «Мы это предлагали Эльвире Сахипзадовне (Набиуллиной - бывший министр экономического развития. - "Газета.Ru"), она не захотела возглавить такую комиссию в свое время. В результате хаотические действия на уровне аппарата правительства привели в нулевую точку, если не в отрицательную», - подчеркнул Артемьев. Конкуренции в России действительно стало меньше, но виновато в этом не только Минэкономразвития, сходятся во мнении предприниматели. «Силовых полномочий ФАС становится все больше, а конкуренция все меньше», - считает президент бизнес-ассоциации «Деловая Россия» Александр Галушка. Так, почти три года назад была введена норма о дисквалификации чиновников за ограничение конкуренции. «Но до сих пор нет сведений о масштабных лишениях должностей госслужащих. Одна из проблем - слишком альтернативные санкции. Любому специалисту очевидно, что штраф в 50 тысяч рублей или дисквалификация до трех лет будут иметь принципиально разные последствия», - говорит эксперт юридической компании Art de Lex Ярослав Кулик. Именно громкие дела, связанные с раскрытием преступлений, станут главным показателем эффективности новой программы, считают эксперты. «Назвать имена чиновников, описать схемы преступлений. Только после этого размер штрафа или иное ужесточение наказания за преступление возымеет свое действие. Иначе судьбы новой программы будет аналогична предшествующей», - уверен управляющий партнер аудиторской компании «Грант Торнтон Россия» Сергей Аслибекян. Пока власти разбираются, бизнес готов взять инициативу на себя. В «Деловой России» сейчас разрабатывают два предложения по развитию конкуренции, которые осенью будут внесены в правительство. Во-первых, ввести норму, согласно которой чиновник должен обосновывать целесообразность введения ограничения или наказания. Во-вторых, ввести компенсации, если действия властей ухудшают положение бизнеса. «Например, если вы поднимаете страховые взносы - упрощайте налоговое администрирование», - объясняет Галушка. Свои предложения готовит и крупный бизнес. «РСПП предложит описать и систематизировать распространенные случаи, когда чиновник может злоупотребить своим положением. Известны примеры, когда тендер создается под конкретную компанию, и чиновник с этого получает выгоду. Или же, когда компания демпингует во время тендера, снижая цену на четверть от первоначальной, и выигрывает его, опять же не забыв поблагодарить чиновника», - перечисляет вице-президент РСПП Давид Якобашвили. В докладе ФАС «человека не видно вообще», недоволен Янин. «При этом рынки, которые затрагиваются, достаточно чувствительны для людей», - подчеркнул глава КонФОПа, напомнив, что у ФАСа нет предложений по усилений конкуренции на рынке энергосбытовых услуг, чтобы граждане сами могли выбирать поставщика. «Если бы доклад был ориентирован на то, чтобы ФАС объяснила населению России, что сделано, что планируется сделать именно с точки зрения снижения цен, улучшения качества услуг на тех или иных секторах именно для граждан, это было бы более важно», - подчеркнул Янин на открытом правительстве.
Автор: Ольга Танас, Рустем Фаляхов.
| |