|
Жителю Нижнего Тагила, просрочившему на два месяца выплаты по двум кредитам, сотрудница банка пообещала превратить его жизнь и жизнь его семьи в ад.
Костюкевич: 45-летний газосварщик из Нижнего Тагила Торун Катаян в ноябре прошлого года оформил в банке (его название нигде не упоминается) два потребительских кредита - на 200 и 300 тысяч рублей, а также кредитную карту на 75 тысяч. На эти деньги его семья (в которой двое несовершеннолетних детей) сделала ремонт и приобрела бытовую технику. Каждый месяц Катаян платил по 25 тысяч рублей.
Но в феврале мужчина сломал палец на ноге и оказался на больничном. В апреле его уволили, и он просрочил платеж. Катаян попросил у банка войти в его положение и отсрочить выплаты на два месяца, но банк отказал. И более того, в атаку пошли коллекторы. Сначала в случае неуплаты угрожали исключить ребенка Катаяна из школы, а затем обещали развесить по улицам его фотографии как злостного нарушителя. Но вскоре перешли к более серьезным нападкам. Торуну позвонила женщина, представившаяся «юристом банка», и стала призывать к расправе с членами семьи. Это явное нарушение закона, и в таких случаях, говорит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, нужно немедленно пресекать нападки.
Тосунян: Угрозы отсекать, записывать на диктофон или сотовый, потом уже предъявлять встречные претензии. Тем более ребенка из школы... Всё эта глупость, галиматья, психологическое воздействие.
Костюкевич: Торун Катаян так и сделал, хоть и был уже на грани отчаянья. Записи отнес в прокуратуру. После этого телефонный террор сразу прекратился, а должнику лично позвонил заместитель директора банка с извинениями. Он сообщил, что их сотрудница, угрожавшая должнику, будет наказана. Так и должно быть, поясняет генеральный директор коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева.
Докучаева: Коллектор не должен вводить должника в заблуждение относительно возможных последствий неплатежа. Коллектор должен четко обрисовать картину того, что произойдет следующим шагом. Но ни в коем случае не прибегать ни к угрозам, ни к запугиванию.
Костюкевич: Юристы расценили случившееся с нашим героем как мелкое хулиганство. А по словам Гарегина Тосунянна, это предмет серьезного разбирательства.
Тосунян: Угрозы, тем более если они серьезные, - это уже предмет уголовно-правового разбирательства. Ни к какому должнику применять угрозы нельзя.
Костюкевич: В настоящее время в России нет законов, подробно регламентирующих деятельность коллекторских агентств. Однако Министерство экономического развития уже разработало правила коллекторской деятельности. Представители агентств по сбору задолженностей считают, что Минэкономразвития слишком защищает должников. Потому пока такие заемщики, как Торун Катаян, вынуждены терпеть нападки со стороны недобросовестных коллекторов. Кстати, в возбуждении уголовного дела по факту угроз ему, по нашей информации, было отказано. Прокуратура не нашла в действиях коллектора состава преступления. А Торуну все равно предстоят выплаты по кредиту. Что же касается избежания подобных ситуаций, то, как указывают эксперты, не стоит брать одновременно несколько кредитов, а если без этого не обойтись, то стоит застраховать свою жизнь и здоровье. Это поможет обезопасить себя от преследований коллекторов. И поможет достойно выйти из ситуации.
| |