Александр Лукашенко ожидаемо ответил на предложение российского посла в Минске. Отсутствие российского рубля - не катастрофа, а МАЗ проживет и без «КамАЗа», уверен белорусский лидер. «У нас с Россией особых проблем не будет, но Россия и Белоруссия - это мало. Сегодня надо думать и о других республиках. Такой вопрос уже стоит в повестке дня», - заявил Лукашенко.
Накануне посол России в Белоруссии Александр Суриков предложил Белоруссии вернуться к вопросу введения единой валюты и Конституционного акта Союзного государства. Потому что «второго кризиса белорусская система не переживет», подчеркнул он.
Суриков также призвал Минск активней проводить приватизацию, в том числе решать вопрос об объединении активов МАЗа и КамАЗа, который тянется уже не первый год. Ему не очень понятны опасения белорусской стороны по созданию СП «Росбелавто» на базе этих двух автозаводов. «У меня же есть опасение, что и МАЗ, и КамАЗ будут выжиты со всех рынков китайскими компаниями. Если белорусская сторона уйдет со своим МАЗом в сторону, у нее появятся проблемы еще быстрее, чем с другими конкурентами», - предупредил дипломат.
И вот в четверг Александр Лукашенко недвусмысленно дал понять, что готов в итоге даже отказаться от объединения МАЗа с КамАЗом. «Мы твердо договорились: если мы объединяем активы, значит, в общей компании 50/50, соответствующее управление. Но руководство той корпорации, видите ли, не устраивает 50/50. Надо контрольный пакет акций, и дороговато Белоруссия просит. Ну, хорошо, если дорого, тогда не надо соглашаться. Давайте будем работать», - заявил Лукашенко, отметив, что у него состоялся разговор с президентом России о перспективах объединения двух предприятий, передает "Интерфакс".
«Прежде чем говорить послу об этом, надо уточнить. МАЗ сегодня нисколько не хуже КамАЗа. С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут», - сказал глава белорусского государства.
При этом, по его словам, Белоруссия не собирается конкурировать с КамАЗом. «Я не хочу говорить о том, что мы нацелены на конкуренцию с КамАЗом. Ни в коем случае. Зачем нам конкурировать? Всем места хватит. Если на то пошло, давайте поделим наши рынки. Но если вы вступили в ВТО, и у вас позиция поменялась, то мы договаривались, что Единое экономическое пространство - это святое. Все остальное - производно», - подчеркнул Лукашенко.
Напомним, сначала Минск отказался от предложения объединить две компании. Потом решено было создать СП «Росбелавто» на базе КамАЗа и МАЗа. Однако Белоруссия опасается, что более дорогой российский автозавод в итоге поглотит минский, а потому не первый год тянет с созданием СП.
Для КамАЗа белорусский завод интересен тем, что МАЗ широко представлен в сегменте седельных тягачей, где доля КамАЗа пока меньше 5%. За счет Минского автозавода «КамАЗ» получит новый сегмент рынка.
Принципиальные разногласия сторон состоят в том, что Россию не устраивает создание СП с МАЗом на паритетной основе. Госкорпорация «Ростехнологии» (куда входит КамАЗ) предложила сначала провести оценку обоих активов, а потом провести обмен акциям. Невозможно создать СП на паритетной основе, потому что, как говорил глава корпорации Сергей Чемезов, стоимость активов МАЗа и КАМАЗа сильно разнятся не в пользу белорусского предприятия.
При этом Белоруссия оценивает свое автопредприятие куда выше реальной рыночной стоимости. Так, в феврале прошлого года республика заявила, что МАЗ стоит целых 2,5 млрд долларов, причем КамАЗ на тот момент стоил всего 2,02 млрд долларов исходя из капитализации. МАЗ - непубличная компания, поэтому оценить ее стоимость сложно. Но белорусские власти все-таки привлекли оценщика - аудиторскую компании Ernst & Young. Компания предварительно оценила стоимость активов МАЗа в 800 млн долларов в феврале этого года. Но Лукашенко такая оценка не понравилась, и он потребовал повторно оценить активы МАЗа.
Лукашенко также затронул и тему приватизации. «Я хочу, чтобы вы знали, что мы готовы с вами сотрудничать на самых демократичных, если можно так сказать в экономике, принципах. Если идет приватизация, значит, здесь может быть только круглый стол, переговоры. Ну а если Россия сегодня боится, что наш общий рынок единого таможенного пространства заполонят какие-то дешевые подделки из других стран, тогда не надо было его создавать. Мы еще не успели его создать, а сегодня уже сыплются заявления, которые разрушают это Единое экономическое пространство», - говорит Лукашенко.
По словам президента, вопросы о приватизации тех или иных предприятий должны решаться за столом переговоров. «Вот условия, они понятны для всех, цена предприятия. Если вас не устраивает, так вы не приходите вести переговоры. Поэтому приватизация в Белоруссии будет, но это наша приватизация, это мы будем решать, что нам приватизировать и когда. И, самое главное, по какой цене и на каких условиях», - заметил глава государства.
Единая валюта и интеграция
Что касается предложения вернуться к вопросу введения единой валюты для избежания новой волны кризиса, то Лукашенко считает, что невозможно однозначно утверждать, что белорусская экономика не справится с новым витком экономического кризиса без введения российского рубля.
«Рухнем мы, не рухнем, переживем мы очередной кризис без российских денег или не переживем это, знаете, вопрос открытый, который можно сегодня обсуждать и дебатировать», - заявил Лукашенко.
Однако портить отношения с Россией белорусский батька не торопится. «Белоруссия - это святое, кстати, как и Россия, и наши отношения - святые, какие бы у нас деньги ни были», - поэтически высказался Лукашенко. «У нас - белорусские рубли, у вас - российские. Если мы захотим, то будут работать валюты и у нас, и у вас. Мы найдем возможность. И то, что у нас нет сегодня российского рубля, - это не катастрофа», - считает глава белорусской республики.
Лукашенко уверен, что Белоруссия и Россия готовы в любой момент «вернуться к тесной интеграции», главное не торопиться. «Может, она (интеграция) будет умнее, чем в Советском Союзе, но она будет, я об этом говорю неустанно, но если мы не будем наступать друг другу на горло и требовать вопросов, которые еще не стоят в повестке дня. Торопить время сегодня нельзя», - сказал президент.
Причем глава Белоруссии считает, что интегрироваться надо и с другими республиками, скорее всего, имея в виду страны СНГ. «У нас с Россией особых проблем не будет, но Россия и Белоруссия - это мало. Сегодня надо думать и о других республиках. Кстати, об этом мы недавно говорили с президентом России. Такой вопрос уже стоит в повестке дня», - сказал президент.
Белоруссию начали предупреждать о грядущем кризисе, который республика не переживет. В ответ на это Лукашенко поспешил напомнить, что в финансово-экономическом кризисе 2011 года произошел не по причине «неэффективности хозяйствования или какой-то системы», кризис произошел на подъеме производства.
По его словам, виноваты цены на энергоносители, которые за пятилетку выросли почти в пять раз и пошлины на автомобили: «как только начали говорить о том, что пошлины на автомобили с целью защиты российского автопроизводителя поднимутся, наши люди до 3 млрд долларов вывезли за полгода в Германию и другие страны для того, чтобы "автохлам" этот завезти. Вот в чем причина...».
«Я хочу, чтобы вы понимали сущность нашей политики, ее идеологию. Мы абсолютно открыты, прежде всего, для россиян, мы давно избрали этот курс. Мы прошли очень тяжелый период, когда шли накаты то слева, то справа, пытался из белорусов кое-кто в России сделать непонятных людей, и из Лукашенко в том числе. Мы это пережили», - сказал глава белорусского государства.
«Поэтому надо очень аккуратно, осторожно выстраивать отношения на перспективу. Коль уж наметился этот процесс, надо его очень аккуратно проводить, надо очень аккуратно двигаться по всем направлениям», - призывает Лукашенко.
Все автомобильные новости