|
25 января 2011 года в «День восстания» в Каире группа археологов под руководством Сюзанны Бикель из Базельского университета (Швейцария) сделала одно из самых значительных открытий в Долине царей почти за сто лет. Правда прикоснуться к реликвиям удалось лишь в этом году. К слову, всегда считалось, что в Долине царей ничего нового можно не ждать...
На юго-восточном конце долины археологи обнаружили три стороны каменного ограждения, окружавшего территорию примерно метр на полтора. Искатели заподозрили, что в этом месте располагался давно забытый ход под землю. Но из-за проблем, связанных с политическими событиями в Египте, они покрыли ограду железной дверью и стали ждать официального разрешения на раскопки.
Спустя год, незадолго до первой годовщины революции, Сюзанна Бикель вернулась в сопровождении двух десятков человек, в том числе директора проекта Элины Паулин-Гроте из Базельского университета, египетского инспектора Али Реды и местных рабочих, пишет archaeology.org. Начался подъём песка и гравия из шахты. В двух с половиной метрах под землёй копатели наткнулись на верхнюю кромку двери, заблокированной большими камнями. В нижней части шахты они обнаружили фрагменты керамики из нильского ила и куски штукатурки - материала, широко применявшегося для запечатывания входа в гробницу. Штукатурка и близлежащие могилы позволили датировать новую гробницу временем XVIII династии (1539-1292 гг. до н. э.). Большие камни, судя по всему, были добавлены позднее.
В камнях обнаружилось отверстие достаточно большое, чтобы в него могла пройти цифровая камера. Бикель, Паулин-Гроте и главный из египетских рабочих по очереди ложились на землю, прижимались головой к камню и просовывали руку с аппаратом в дыру, делая фотографии. Судя по снимкам, за камнями находилась высеченная в скале камера четыре на два с половиной метра и метровой высоты, заполненная мусором. Сомнений не осталось - найдена могила.
Когда камни отвалили, на вершине мусорной кучи обнаружился на удивление хорошо сохранившийся саркофаг из платана, украшенный большими жёлтыми иероглифами по бокам и сверху.
Надпись гласила, что там похоронена Нехемес-Бастет, «госпожа» и «певица (шемайет) Амона», дочь священника храмового комплекса Карнака. Цвет саркофага и иероглифов соответствовал стилю, распространённому в 945-715 гг. до н. э., то есть самое меньшее 350 лет спустя после создания гробницы. По всей видимости, погребальной камерой воспользовались повторно - обычная практика для того времени.
Единственным артефактом, который удалось датировать тем же периодом, что и гроб, оказалась крохотная деревянная стела размером со смартфон, на которую был нанесён текст молитвы, призванной обеспечить усопшей благополучное существование в загробном мире. Тексту сопутствовала картинка, изображающая саму Нехемес-Бастет сидящей перед солнечным Амоном. Белая, зелёная, жёлтая и красная краски сохранились во всём своём первоначальном великолепии, словно похороны состоялись вчера.
Среди мусора исследователи нашли следы первоначального захоронения эпохи XVIII династии: глиняную посуду, деревянные обломки, фрагменты развёрнутой и расчленённой мумии.
Необходимо отметить, что до открытия могилы Нехемес-Бастет последняя неразграбленная гробница в долине была обнаружена в 1922 году - это было место последнего пристанища Тутанхамона.
| |