|
Когда «большой Китай» стремительно становится по-настоящему большим, Сингапур все чаще задумывается о том, как бы от такого «сдвига в балансе сил» не только выиграть, но и не проиграть.
И ищет для себя дополнительные «точки опоры» - настойчиво зазывая в страну, например, российский бизнес. Таким образом создается система сдержек и противовесов не врагов дузьями, но друзьями - друзей. Приезжающие в Сингапур гости из Москвы оказываются под обаянием удивительного мегаполиса, который, хоть и заселен куда плотнее, чем Москва, живет отчего-то куда комфортнее и качественнее. Многое здесь можно перенять, ко многому приглядеться.
Про то, какой это комфортный город, можно много слышать, а можно - один раз увидеть и действительно поразиться тому, как рационально здесь всё продумано. Вот, например, теннисный корт - расположен на крыше, откуда при этом никто никогда не свалится.
Плотность населения здесь - куда выше, чем в Москве. По идее, люди должны жить в сотах. Но вот ведь: застройка - действительно даже плотнее, чем наша «точечная», но почему-то радует и глаз и душу. Все действительно продумано.
Последний из введенных здесь в строй объектов - комплекс «Марина Бэй», где и проходил уже 5-й российско-сингапурский бизнес-форум. Именно с крыши этого комплекса сингапурские организаторы и предложили российским гостям понаблюдать за проходившими в Сингапуре гонками «Формулы-1». Отсюда, с 150-метровой высоты можно было действительно увидеть всю панораму. Тем более, что детали - здесь же, на мониторах.
Очень задумчивым на этом празднике был глава Сбербанка Герман Греф, запустивший форум, еще будучи министром. В отличие от более легомысленных гостей этой вечеринки, Греф, наверное, там грустил, потому что ему, живущему в Москве, с высоты было тем более видно, как даже гонки «Формулы-1» не нарушили очень рационально организованного в Сингапуре автомобильного движения. Эстакад столько, что город продолжал ехать. Назавтра организаторы форумы обменивались впечталениями.
Впечатления Германа Грефа:
- Что бы вы такому большому мегаполису как Москва посоветовали перенять у Сингапура?
- В первую очередь трафик. В Сингапуре примерно в два раза больше автомобилей на душу населения. Здесь практически нет пробок. И первая делегация, которую я сюда отправлял, как раз была делегация московских и федеральных представителей госавтоинспекции и организаторов дорожного движения.
- Пока не очень воспроизвели они на русской земле?
- Ну, я надеюсь, что и эти растения прорастут сквозь асфальт.
Впечатления Рубена Варданяна:
- Это уникальный, конечно же, уникальный, несравнимый ни с чем мегаполис, но все-таки, что могла бы ну например Москва, крупнейший мегаполис, позаимствовать у Сингапура?
- Любым мегаполисом можно разумно управлять, избегать больших проблем, связанных с пробками, с движениями. Делать так, чтобы здесь было удобно и комфортно жить.
- Здесь их нет, почему-то.
- Опыт работы есть, это тоже непростое решение. Ничего простого нет в этом.
- И этим они тоже готовы делиться?
- Тоже готовы делиться.
«Делиться», потому что к этому бизнес-форуму объявлено, что Россия и Сингапур основали и межправительственную комиссию. С российской стороны ее возглавил вице-пермьер Сергей Собянин.
Впечатления Сергея Собянина:
- Что еще бросилось в глаза в плане организации жизни здесь? Ну, вот не знаю, хочется приехать в Россию и сказать знакомым руководителям: «Вот ребята, смотрите у них там вот так вот».
- Ну, самое большое, что впечатляет, это постоянная температура. У нас летом плюс 40, зимой - минус 40, а здесь - 29 зимой и летом. Это конечно, впечатляет. Ну а так, это порядок, порядок во всем. С одной стороны казалось бы такая ну свободная рыночная страна, с другой стороны жестко регулируемая с точки зрения взаимоотношения с бизнесом и с гражданами.
- И отсутствие коррупции, наверное.
- Да, и отсутствие коррупции, как одно из следствий такой достаточно жесткой продуманной политики в области государственного строительства.
Трудно поверить, что еще полвека назад эту бывшую британскую колонию раздирали колоссальные, доходившие до кровавой резни, конфликты между сингапурцами-китайцами, малайцами и индусами. Железной рукой властей, которые, среди прочего, заставили всех говорить на одном языке - в том числе в прямом смысле этого слова, на английском - все эти очень разные люди из врагов превратились в сограждан. И построили такую экономику, что теперь и европейцы с американцами почитают здесь работать за честь. И здесь все до одного знают имя человека, про которого в начале его экспериментов либералы презрительно говорили, что строит он какой-то «Диснейленд со смертной казнью». А теперь и на сингапурско-российском форуме все встают, когда входит он: Ли Кван Ю, отец-основатель этого экономического чуда и как его называют здесь «министр-наставник».
«Если посмотреть поглубже историю очень многих стран, то мы увидим, что все страны переживали период становления государственности и общественных институтов, политических институтов, и далеко не везде это шло очень демократическим путем. Демократия - это итог, это финиш для развития экономики, для развития экономики знания, нужна демократия, очевидно. Но в такой переходный период для меньших потрясений, как раз такая жесткая умная власть всегда была более эффективна», - считает Герман Греф.
«Такой интерес к Сингапуру потому и возник, что здесь достаточно интересный опыт государственного управления различными сферами. Это построение здравоохранения, построения образования, социальной сферы, инвестиций, экономики в целом. Это интересный действительно опыт, который стоило изучить нам. Что мы собственно и делаем», - отмечает Собянин.
Наверное главное достижение Сингапура - потрясающие технопарки вроде «Биополиса», благодаря созданию которого Сингапур за последние 5 лет превратился в мирового лидера в такой отрасли, которая раньше в его экономике вообще не сущестсовала: биотехнологии. При этом пик финансирования этого проекта со стороны государства пришелся как раз на мировой кризис. Этот опыт изучает здесь глава «Сколкова».
«Они начинали проект чисто как государственный для того, чтобы показать частному бизнесу, что это все работает,- говорит Виктор Вексельберг. - И сегодня это справедливо. Они достигли уровня, что на доллар вложений государства они получают участие двух долларов частного капитала».
Как скоро и Москва будет, как Сингапур, обсуждать, как бы «Формулу-1» уже не завлекать,а, может, с ней и расстаться? А в Сингапуре такая дискуссия идет всерьез: мол, всё-таки, пусть только и кое-где, но из-за «Формулы» возникли задержки в движении автотранспорта.
Российским городам действительно есть, чему поучиться у этого удивительного азиатского мегаполиса. Хотя, конечно, и обманываться не стоит. Здесь порядки - действительно часто уникальные. И в этом комиссия межправительственная уже установила для себя кое-что, что бизнесмены могли и просмотреть.
«Я думаю, что перенимать опыт такого рода -это уже задачи региональный и муниципальных властей. Но здесь есть такие интересные вещи, которые вряд ли подойдут для России. Например, в Сингапуре продажа автомобилей не только лимитируется, но и право купить автомобиль продается на аукционе. По сути дела, это право стоит столько, сколько и сама машина. Это напоминает мне советский период, когда давали талоны на покупку машины. И таким образом сдерживающих фактор очень серьезный. Плюс там все дороги платные. Я представляю, если мы введем нечто такое в нашей стране, то вряд ли нас поймут. Поэтому не все возможно от Сингапура перенять. Но систему общественного транспорта, которая чрезвычайно здесь развита, транспортной самой инфраструктуры, конечно, это нужно и стоит посмотреть», - считает Сергей Собянин.
| |