|
Ему более 40,8 тыс. лет. Его нарисовал либо один из первых людей, пришедших на Пиренейский полуостров, либо кто-то из неандертальцев, живших там на протяжении 200 тыс. лет.
Руководитель исследования Алистер Пайк из Бристольского университета (Великобритания) склоняется в пользу последнего предположения, тогда как эксперт по пещерам Лоуренс Ги Штраус из Университета Нью-Мексико (США) называет его дикой спекуляцией.
До сих пор звание старейшей картинной галереи носила французская пещера Шове. Её изображениям медведей, львов и лошадей примерно 39 тыс. лет, хотя и это спорно, ибо радиоуглеродное датирование угольного пигмента чувствительно к загрязнению углеродом из других источников. К тому же в отличие от костей и инструментов, выкопанных из земли, живопись невозможно привязать ни к чему - ни к соседним артефактам, ни к геологическим слоям.
Г-н Пайк и его коллеги попытались решить проблему с помощью кальцитовой патины, которая медленно покрывает наскальные рисунки благодаря стекающей по стенам воде, насыщенной минералами. Эта вода содержит в том числе следовое количество радиоактивного урана, который постепенно превращается в нерастворимый в воде торий. Таким образом, отношение урана к торию позволяет определить, когда сформировался слой кальцита.
Исследователи соскоблили кальцит со стен одиннадцати пещер (всего было получено 50 образцов) и получили минимальный возраст в 40,8 тыс. лет для кружочка из пещеры Эль-Кастильо. Это пятно вместе с аналогичными изображениями из той же пещеры и рисунками из пещеры Альтамира, напоминающими дубинки, относится ко временам прихода первых людей современного анатомического типа (ориньякская культура) на Пиренейский полуостров. Отпечатки ладоней и фигуры животных - это уже более позднее время, когда первобытный «символизм» уступил место «экспрессионизму».
Кто же был тем первым художником - человек или неандерталец? Первые наскальные рисунки появились в Европе, но ещё 100 тыс. лет назад обитатели Африки изготавливали бусы и другие украшения, что, по мнению специалистов, свидетельствует о наличии символического мышления, лежащего в основе языка, искусства и религии. Считается, что этим отличались только сапиенсы, а связь кое-каких бус и подвесок с неандертальцами оспаривается.
Единственный способ закрыть вопрос об авторстве первых картин заключается в более точном датировании, полагает г-н Пайк. Если удастся найти изображения, которым более 42 тыс. лет, ни у кого не будет сомнений, что их создали неандертальцы.
| |