|
120, 100 - будет ли 50? Аналитики швейцарского банка «ЮБиЭс» не исключают продолжения падения нефтяных цен до 50 долларов за баррель марки «Брент». Среди факторов играющих на падение - ситуация вокруг Ирана, греческие выборы и рецессия, которая наметилась во многих странах. Учитывают ли эксперты противоположные тренды и каков предел прочности российской экономики в исчислении нефтяных цен - экспертные размышления в материале корреспондента радио «Вести ФМ» Сергея Артемова.
Только за май цена нефти марки «Брент» упала на 20%. И сразу на рынке появились прогнозы дальнейшего обрушения котировок. Спрос сейчас привязан к ситуации в Европе, полагает начальник аналитического управления «ИГ Универ» Дмитрий Александров.
«Если мы сумеем избежать негативного сценария по Греции и Кипру, который вроде на подходе - то спрос сохранится и в Европе и со стороны Китая и Штатов. Если мы вкатываемся в депрессию в Европе, или просто валютную разбалансировку, то здесь и доллар будет стоить по-другому и спрос на нефть будет ниже, порядка 1 миллиона баррелей, может быть, меньше», - говорит эксперт.
Этот ряд «если», дополненный кризисом вокруг Ирана и формирует груз, тянущий цены барреля вниз. Учет негативных факторов полный, отмечает аналитик агентства «Русэнерджи» Михаил Крутихин. Но предсказатели почему-то забывают про Саудовскую Аравию.
«Если Саудовская Аравия в прошлом году сверстала бюджет под 79 долларов за баррель, то в этом году - не менее 85 требуется, по сообщениям агентств, в прошлом месяце СА уже начала фактически сдерживать масштабы своего экспорта, чтобы удержать цены от падения. Все заявления в ОПЕК, что они собираются повышать квоты - не более, чем пиар, и на рынок никакого влияния не окажут, так что, на мой взгляд,от серьезного падения цен рынок удержат действия производителей в рамках ОПЕК, в первую очередь - Саудовска Аравия», - считает специалист.
Общая интегральная линия факторов не обещает снижения в перспективе до конца года, а тем более - резкого, считает главный экономист Центра Развития ВШЭ Валерий Миронов. «Судя по всему, снижается военная премия и вообще ситуация разряжается в отношениях США и Ирана. Перед выборами в США вероятен очередной раунд количественного смягчений - это дополнительный впрыск ликвидности в экономику и фактор поддержания цены нефти», - замечает эксперт.
Сам факт публикации прогноза именно банком ЮБиЭс вызывает у Михаила Крутихина из агентства «Русэнерджи» саркастическую реакцию.
«Логику банка "ЮБС" можно посмотреть по тем неприятностям, в которые завели банк эти самые банкиры в последние 3 года, так что их рекомендации и консультации должны восприниматься с большой долей скептицизма», - подчеркивает специалист.
А какие эмоции вызывает российская экономика. Наш бюджет сбалансирован под 115 долларов. Нынешние цены в 100 обещают 1,5% бюджетного дефицита. С другой стороны - уровень госдолга к ВВП - всего 10%, что в 4 раза ниже критических отметок для привлечения инвестиций в развивающиеся страны. Потому, полагает Валерий Миронов из Центра Развития ВШЭ, ситуация - напряженная, но и в ней можно увидеть позитив.
«Для нас этот уровень терпим, мы можем занимать, и даже если на 10 долларов мы уйдем вниз - ситуация будет уже болезненной, но заставит, в тоже время, правительство действовать по улучшению инвест-климата, бизнес-климата, уменьшению бюрократии, которая не позволяет бизнесу развиваться внутри страна. Думаю, что для нас эта ситуация нормальна, небольшое падение будет стимулом для бюрократии, которая должна будет развернуться лицом к экономике, а не к своим интересам», - размышляет экономист.
Общее экспертное мнение - до конца года оптимум нефтяных котировок - 92-96 долларов. Это - уровень баланса, при котором не страдают бюджеты производителей сырья, а экономики потребителей получают условия для развития.
| |