|
Третьяковская галерея показала неизвестного Шагала. В Москве открылась выставка «Истоки творчества», приуроченная к 125-летию со дня рождения художника.
Помимо всемирно известных работ Шагала на ней представлены ранее неизвестные в России произведения из частных и государственных коллекций, а также из личного собрания семьи художника. Какого Шагала увидят посетители Третьяковки, - узнала корреспондент радио «Вести ФМ» Анна Щербинина.
За последние годы выставки Марка Шагала в России перестали быть редкостью. Только в Третьяковской галерее его показывают в четвёртый раз. Но учитывая, как долго для отечественного зрителя было закрыто творчество этого художника, неудивительно, что мы еще не знакомы с огромной частью его наследия, - объясняет куратор выставки Елена Селезнева:
«По сравнению с тем, какое количество выставок Шагала производится в мире, мы совсем не в лидерах. И это, конечно, связано с тем, что долгий период времени этот художник не показывался, и так как он жил и творил очень долго (он прожил почти сто лет), то его творческое наследие огромно. И никакая выставка не может за один раз высветить всё то, что хотелось бы показать, рассказать об этом художнике».
Нынешнюю выставку организаторы назвали «Истоки творчества». Для художника без профессионального образования, вынужденного неоднократно переезжать и приспосабливаться к чужой культуре, источником вдохновения стала среда, а точнее - смешение сред: еврейской, русской, белорусской, литовской, французской. Однако самый глубокий отпечаток в работах Шагала, оставил его родной город Витебск, - считает Елена Селезнева:
«Наша выставка - это попытка реконструкции того витебского окружения и того Витебска, который всю жизнь существовал в творчестве Шагала, который был одним из живейших, мощнейших источников его творческой энергии».
Чтобы образы, часто воспроизводимые на картинах Шагала, стали ближе и понятнее зрителю, организаторы придумали необычный ход: рядом с произведениями на выставке разместились экспонаты из Российского этнографического музея и Музея истории евреев. Так, около картины «Парикмахерская» воссоздана цирюльня начала 20-го века. Но самые уникальные экспонаты здесь - никогда не выставлявшиеся в России произведения семейного круга Шагала: автопортреты, портреты матери, сестер, бабушки, жены Беллы и дочери Иды. Некоторые работы великого мастера активно использовались в домашнем обиходе, например, сервиз из 69 предметов, созданный Шагалом к свадьбе дочери, - вспоминает внучка художника Мерет Мейер:
«Мы использовали эту посуду по назначению в течение 25 лет во время приемов после вернисажей, но мало, кто замечал внутри росписи, потому что они всегда были скрыты борщом. Это как японские чашечки - чтобы увидеть рисунок на дне, надо выпить саке».
Этот сервиз, как и юношеские альбомы, скульптуры, акварели, рисунки и гравюры Шагала, российские зрители увидят впервые. Своеобразный личный дневник художника, собранный из его произведений, несмотря на отсутствие четкой хронологии, должен помочь публике увидеть нового Шагала.
| |