Несмотря на заявления о «снятии проблем» между Молдовой и Приднестровьем «в интересах простых людей», напряженность в зоне конфликта растет. Обложив республику со всех сторон, Кишинев готовит почву для изменения ее статуса и вывода российских миротворцев.
Начало новому витку напряженности было положено 1 января 2012 года, когда российский миротворец на посту №9 применил оружие, чтобы помешать пьяному провокатору, снесшему автомобилем шлагбаум. С тех пор обозначилось главное направление политики Кишинева в зоне безопасности: во что бы то ни стало добиться вывода российских миротворцев из зоны конфликта. Попутно, уже в последние дни, добавилось навое направление: вытеснение с границы приднестровских пограничников и милиционеров.
Все эти месяцы представители Кишинева и националистические активисты не дают полностью восстановить инфраструктуру поста №9: не позволяют вновь положить на трассе бетонные блоки и восстановить шлагбаум вкупе с дорожными знаками. Почему? Казалось бы, что проку в одном посте? Однако важен прецедент: если хотя бы один из миротворческих постов не будет оснащен так, как предполагают мирные соглашения 1992 года, если хотя бы в одном месте солдаты-миротворцы будут нести службу без оружия, как того требует Кишинев - значит, можно будет разоружить и остальные миротворческие посты во всей зоне конфликта.
Таким образом, Молдова пытается лишить ПМР силового прикрытия и сделать уязвимой. Соответственно, задача Тирасполя заключается в том, чтобы не допустить этого.
Июньский натиск
Впрочем, разоружение постов МС для Кишинева - это полдела. Главная, стратегическая цель - изменение самой миротворческой операции, вывод российских войск с берегов Днестра, а там и замена воинов-миротворцев на миссию гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ. Расчет руководства Молдовы понятен: «в случае чего» европейские миротворцы на ситуацию никак не повлияют, и «восстановлению конституционного порядка» в «восточных районах Молдовы» не воспрепятствуют.
Именно в эти дни и недели натиск на Приднестровье стал очевиден. Вот лишь некоторые факты.
7 июня за одну лишь неделю представители ПМР обратили внимание на 4 случая задержания молдавской полицией приднестровских участковых инспекторов, направлявшихся для несения службы в село Дороцкое. Оно расположено на Левобережье Днестра, но, как и несколько других левобережных сел Дубоссарского района, после войны 1992 года осталось под юрисдикцией Кишинева. Как отметил в интервью журналистам сопредседатель Объединенной Контрольной Комиссии от ПМР Олег Беляков, еще в 1993 году ОКК, наблюдающая за обстановкой в зоне конфликта, приняла решение, согласно которому в селе Дороцкое охрана правопорядка осуществляется двумя офицерами с каждой стороны.
Сам Беляков так описал происходящее: «Поначалу мы думали, что это - недоразумение. Мы начали созваниваться с министерством внутренних дел Молдовы, но там мы не получили никакого ответа. Второго числа (июня - прим. авт.) произошло то же самое. Участковые инспекторы не пропускаются под надуманными предлогами: дескать, они должны быть одеты в гражданскую одежду. Четвертого и пятого июня эта же ситуация повторяется снова».
С формой все не так просто. С одной стороны, казалось бы, не проблема переодеться. Но с другой - это символ. Согласится Тирасполь направлять своих офицеров МВД «по гражданке» - и жители зоны конфликта увидят, что нет там больше приднестровской милиции. Получится, что Тирасполь сдался, бросил тех, кто стоит за ПМР. Да и не факт, что офицеров в «статском платье» молдовская сторона туда пустит. Рядом с офицером одного МВД, одетым по форме, офицер МВД другого без фуражки и погон на плечах - человек второго сорта.
И это еще не все. Олег Беляков напомнил о нескольких фактах задержания молдавскими полицейскими военнослужащих Совместных миротворческих сил и военных наблюдателей, имевших место в мае. По его мнению, молдавская сторона подобными действиями пытается взять под свой контроль миротворцев и представителей правоохранительных органов ПМР в левобережных населенных пунктах.
Четверг, 14-е
Однако миротворцами дело не ограничилось: 14 июня Кишинев нанес новый удар.
В этот день делегация Молдовы в ОКК отказалась принимать к сведению текущий доклад Объединенного военного командования Совместных миротворческих сил. Дело в том, что в докладе упоминается о наличии пограничных постов ПМР.
Все это было известно и раньше всему миру. И реакции столь жесткой никогда ранее не наблюдалось. А вот теперь, параллельно с «наездами» на приднестровских милиционеров, она проявилась. «Приднестровские пограничники находятся в Зоне безопасности с 1993 года, - напоминает Олег Беляков. - Они выполняют функции по охране порядка. Речь о пограничниках идет еще в Одесских соглашениях 1998 года, подписанных Президентами Молдовы и Приднестровья. То есть там все признают, что пограничники есть».
Сказанное верно. Но верно и то, воспользовавшись сменой власти в ПМР после президентских выборов декабря 2011 года, Кишинев ринулся в лихую кавалерийскую атаку, надеясь одним махом сокрушить существующий вот уже 20 лет миротворческий формат. А заодно - и погранвойска Приднестровья.
14 июня ОКК вновь по инициативе приднестровской стороны вернулась к ситуации в селе Дороцкое. Беляков заявил: «5, 7 и 8 июня представители молдавской полиции не пустили участковых в село Дороцкое. Это вызывает беспокойство, поскольку мы видим односторонние силовые действия».
Подготовка почвы
Почва для всего этого готовилась в мае. Причем симпатии молдовских миротворцев были отнюдь не на стороне тех, с кем они должны, по имеющимся соглашениям, нести совместную службу.
Вот как описывает один из документов майскую ситуацию на «проблемном» посту №9: «Старшему поста КПП №9 СМС (левый) прапорщику РФ Беляцкому А.В. они, и в первую очередь командир 3 ОПБ МС РМ майор Чокой И.К., активно препятствовали выполнять должностные обязанности, словесно оскорбляли его, заявляя: "Езжай в свою Россию! Что ты делаешь на нашей земле?"».
Документ также суммировал усилия тех структур, которые действуют в этой игре заодно на стороне Кишинева: «Имели место крайне опасные действия против миротворческих структур со стороны молдавской полиции, военнослужащих воинского контингента СМС от Молдавии, представителей органов местной власти в лице руководителей муниципальных образований Молдавии в Зоне безопасности».
Но это описание будет неполным без четкого вывода, что подобные действия находят поддержку на самом верху в Кишиневе. Президент РМ Николай Тимофти, которого некоторые эксперты оценивают как умеренного сторонника интеграции Молдовы с Румынией, «не считает целесообразным» российское военное присутствие в ПМР. Конкретизируя свою мысль, глава государства сказал, что оно «осложняет перемещение молдавских граждан с обоих берегов и способно стать дестабилизирующим фактором в регионе».
Понятное дело, что это воспринимается противниками российских и приднестровских миротворцев как «отмашка», начальственное одобрение и напутствие.
Таможенная удавка
После смены власти в Тирасполе Кишинев обкладывает республику системно, со всех сторон. Когда новый президент ПМР подписал таможенное соглашение между Кишиневом и Тирасполем, на приднестровской территории появились таможенники из Молдовы. Соглашение по железной дороге обернулось фактическим включением в состав «Железной дороги Молдовы» тех станций, которые РМ до того не контролировала, и через которые со стороны Украины ввозился в Приднестровье также неподконтрольный Кишиневу импорт.
Теперь же, 14 июня, воспользовавшись проколом своих приднестровских визави, Кишинев заблокировал ввоз металлолома из Украины, жизненно необходимого бюджетообразующему предприятию ПМР - Молдавскому металлургическому заводу. Объясняться в Молдове особо не стали: «Ввоз металла в РМ запрещен, а ПМР - часть Молдовы». К тому же станция Слободка, через которую на ММЗ всегда поступало сырье, теперь официально входит в железнодорожную сеть РМ. Так чего обижаться, граждане приднестровцы, раз вы ввозите контрабанду?
Тактическую победу, одержанную в последние месяцы, Кишинев стремится поскорее превратить в стратегическую. В этом молдовская дипломатия возлагает надежды на два мероприятия. 20-23 июня в Германии пройдет конференция, организуемая ОБСЕ для анализа ситуации на берегах Днестра. А в середине июля участники формата «5+2» (ПМР, РМ, РФ, Украина, ОБСЕ, США и ЕС) соберутся в Вене.
На этих форумах официальный Кишинев попробует уломать приднестровскую делегацию подписать документы с т.н. «Третьим пакетом». Этот «Третий Пакет» - смертельная ловушка для ПМР и Российской Федерации, потому что предполагает согласие Тирасполя обсуждать в указанном формате то, от чего ранее приднестровцы, с молчаливого согласия Москвы и Киева, уходили. А именно: вопросы институциональные, политические и вопросы безопасности. Проще говоря, Кишинев сможет в любой момент потребовать внести в повестку переговоров вопросы о статусе Приднестровья в составе унитарной Молдовы или о выводе российских войск с берегов Днестра.
Поэтому обострение обстановки в зоне безопасности выглядит логичным. Это - элементарный двойной нажим: за столом переговоров требуют отказаться от действующего миротворческого формата, физически защищающего приднестровцев, а на местах этот самый формат демонтируют явочным, силовым порядком.
Разумеется, ни подписывать Венские документы в их нынешнем виде, ни соглашаться на изменение миротворческого формата нельзя. Уступки в этих вопросах могут вызвать призраки прошлого, принесшие 20 лет назад на берега Днестра кровь, слезы и страдания.
Андрей Сафонов.