|
Почему родители и педагоги разделяются на два лагеря, чем завлекают хороших педагогов и зачем всем детям нужно учить математику, «Комсомолке» рассказала директор столичной гимназии
Вот и закончился очередной учебный год, когда с облегчением вздохнули не только школьники, но и их родители. Как изменилась школа, а вместе с ней родители и ученики за последние десятилетия «Комсомолке» рассказала директор столичной гимназии №1 Наталия Бушная.
- Наталия Владимировна, почему родители и учителя сегодня зачастую разделяются на два противоборствующих лагеря? Что делить-то?
- Раньше педагог стоял на несколько ступеней выше, где-то над... Я вспоминаю своего классного руководителя, которая нас многому научила. Но у меня лишь одна ассоциация - учитель с указкой. И ученики, и родители слушали ее беспрекословно...
Сегодня учащиеся и родители стали более прагматичными. Хорошо это или плохо? Я думаю, хорошо, когда человек сам строит свою судьбу, а не следует навязанным со стороны решениям. Главное, чтобы это был здоровый прагматизм.
Ситуация изменилась, и даже на уровне государства ставится уже иная задача: родители и учителя должны быть единомышленниками и союзниками, ведь цель у нас одна. Поэтому мы всячески стремимся создать такую детско-взрослую общность: родители - дети - педагоги. Хотя это очень сложная задача.
И прежде всего директору учреждения нужно сплотить учительский коллектив, в нем ведь тоже сплелись разные поколения и разные субкультуры. Наладить тесное сотрудничество, взаимодействие и взаимопонимание с родителями ещё сложнее, но за этим - будущее.
«Учителей нужно методически образовывать»
- Учителя считают, что родители стали слишком «умными» и предъявляют много претензий, а родители думают, что поколение советских профессионалов ушло, а на смену им приходит менее компетентное поколение новых учителей. Мол, такая ситуация сложилась из-за малого престижа профессии, невысоких зарплат и большой ответственности.
- В любом случае в педагоги идут и остаются те, кто видит прелесть в этой профессии.
Но важно быть не просто учителем, но и хорошим психологом, который найдет подход и к ученикам, и к их родителям. Это непросто и дано не всем.
Но ведь не боги горшки обжигают! Поэтому и учителей нужно растить, образовывать.
Например, если учитель иностранного языка заставляет зубрить только темы и грамматику и остается на этом уровне - извините, ему у нас делать нечего. Он должен научить ребенка вести дискуссию на английском языке, работать с аутентичными источниками, а поэтому должен сам развиваться и постоянно идти вперед. С некоторыми учителями, которые этого не понимают, мы расстаемся, и в этом году тоже...
В свою очередь и ученик сегодня имеет возможность выбирать: школу, язык обучения, перечень факультативных занятий и кружков.
Согласна, что существует кадровая проблема, которую надо решать и на государственном уровне, поднимая престиж профессии учителя. И меньше говорить о негативе, который происходит в школе - тогда и учителя пойдут, а так некоторые боятся...
- Но и замалчивать проблемы нельзя: если приглаживать, скрывать - люди будут думать еще хуже!
- Иногда бывает обидно, что из-за мелочи и недопонимания возникают какие-то проблемы. Однажды одна мама позвонила на горячую линию, сообщив, что классный руководитель заставляет ее участвовать в родительском патруле. Но это не мы придумали, есть такая норма. Другое дело, что никто никого не должен заставлять. На то учитель и психолог в душе, чтобы решать проблему индивидуально.
Во время родительского патруля родители вместе с классным руководителем и социальным педагогом вечером обходят микрорайон и наблюдают, как ведут себя подростки. Про нехорошие ситуации сообщают нам. Иногда ведь даже для себя полезно подышать свежим воздухом и увидеть: «Ага, вот здесь собираются группы подростков и курят, там - выпивают...» Мы реагируем, работаем с милицией, с комиссией по делам несовершеннолетних...
А мама не поняла и пожаловалась. Значит, где-то мы проглядели. С родителями надо работать: информировать, просвещать, как вести себя с их же детьми. Ведь родители не имеют педагогического образования. И максимально привлекать к участию в жизни школы.
«Три выпускника нашей гимназии имеют средний балл 10»
- Многие родители возмущаются: почему я должен ходить в патруле или вникать в дела школы? Почему должен, помимо своей работы, выполнять и учительскую?
- Прежде всего, это наша совместная работа. И это нужно объяснить родителям...
Наталия Владимировна рассказывает, что еще лет семь - десять назад к ней приходили распальцованные финансово состоятельные родители, для которых гимназия была самоцелью: «Лишь бы мой ребенок учился в хорошей среде, а оценки догоним репетиторами...».
- Но я всегда говорила: «Есть очень хорошее слово "сам". Повесьте это слово ребенку везде! В ученике нужно воспитывать самостоятельность, а не кормить его всем готовым, подстраховывая на каждом шагу. Хорошо, что сегодня таких родителей становится все меньше...
- Правда, что у родителей завышены ожидания того, что их дети должны получить в гимназии?
- Сложно было несколько лет назад, когда ввели средний балл аттестата. Он учитывался в общей корзине, которую ребенок зарабатывал при тестировании. Отдельные родители предъявляли требования: "Поставьте нам еще выше!" Мы объясняли, что тоже заинтересованы в высоких результатах, но к этому нужно идти цивилизованным путем...
В этом году - впервые за историю нашей гимназии - три выпускника имеют средний балл 10. Все они - победители олимпиад. И не нужно говорить, что в школе невозможно заработать самый высокий балл.
- Как вы относитесь к 10-балльной системе? Чтобы заработать 10, задание ведь нужно выполнить идеально?
- Малышам проще: при поступлении в 5-й класс одно исправление не считается за ошибку - можно ставить 10. Со старших - спрос больше. Но многих учителей скорее смущают нули, единицы и двойки. При этом отрицательная отметка - только 0. Хорошо, что в нашей гимназии таких случаев нет.
"Не нужно проходить в саду программу первого класса!"
- Некоторые дети опережают сверстников в развитии. Учитель же порой ориентируется на середнячков...
- Если на одаренных детей не обратить внимания, не найти подход, им будет неинтересно учиться. Тут важны профессионализм и мастерство учителя, а зачастую и умение проявить высшую дипломатию в общении с талантливыми и неординарными детьми.
Но здесь, я считаю, есть проблема. Родители должны не натаскивать ребенка при подготовке к школе, а развивать. Зачем ребенка учить писать? У него должна быть твердая рука - пусть лепит, работает с конструктором, развивает мелкую моторику. А в школе его обучат, как связывать крючки в буквы. Пройти в детском саду первый класс - излишнее стремление родителей. Что тут будет хорошего?
- Но ведь родители хотят, чтобы "мой был самый лучший!" А потом дети, приходя в школу слишком подготовленными, разочаровываются - эти умения особо никому-то и не нужны...
- Уже выросло новое поколение родителей. Они понимают, что развитие и натаскивание детей - это разные вещи. Ведь в образовательный процесс внедряются новые методики: уже и читать учат по-другому!
Я читаю "Комсомолку" и вижу, что в газете много полезных рекомендаций для родителей: и про младший, и про старший школьный возраст, и про тестирование, и психологические советы. Это очень важно для просвещения родителей. Помнишь, в фильме "Доживем до понедельника": "Счастье - это когда тебя понимают!" Понимание так важно в мире, где люди все больше спешат...
Хочется сохранить уровень высоких знаний. Некоторые говорят: "Зачем? Все можно найти в интернете!". Но есть же некая база, основа, которая должна быть. Возьмем математику: если ты не знаешь, что такое синус-косинус...
- А зачем математика филологам? Разве что в институт поступить...
- Это абсолютно неверный подход. Математика развивает логику, а без логики сегодня - никуда!..
- В свете того, что уходит поколение советских учителей, как вы решаете кадровую проблему? Чем завлечь педагогов-профессионалов?
- Советские педагоги давали хорошие знания, но, может быть, где-то не видели ученика. Тогда была такая система.
Толковых умных учителей мы и морально, и материально стимулируем: через премию, через надбавку, которая может достигать до 50% от оклада.
Да, проблема кадров существует. Но в любом случае в школе будут работать те же люди, что и в любом другом коллективе: и настоящие профессионалы, и те, кто отрабатывает зарплату, и даже те, кто выполняет свои обязанности спустя рукава. Задача директора состоит в том, чтобы сделать безразличных своими сторонниками и обязательно показать, что руководитель заинтересован в том, чтобы педагог двигался вперед.
| |