|
Сегодня 4 октября 2010 года отмечает свой 85-летний юбилей кинорежиссер, Народный артист СССР, Лауреат Госпремии России, профессор ВГИКа, президент Гильдии кинорежиссеров России и правозащитного кинофестиваля «Сталкер» Марлен Мартынович Хуциев. Его называют последним живым классиком «оттепели», о его фильмах говорят с трепетом в голосе, его крепкая моральная позиция, которую не в силах пошатнуть никакие скандалы, вызывает уважение. Марлен Мартынович принадлежит к тому поколению мастеров советского кино, которые с переменами, пережитыми большой страной, ушли из кинематографа, но не скрылись из поля зрения киносообщества. С того времени, как он снял свой последний художественный фильм «Бесконечность», прошло почти 20 лет. Грандиозный кинороман о жизни Пушкина, задуманный режиссером еще в 80-е, по ряду причин остался нереализованным. Фильм «Невечерняя» о двух встречах Чехова с Толстым, съемки которого проходили в 2004 в Крыму, также не дошел до большого экрана. Возможно, причина в том, что нравственная планка, которую задают Хуциев и другие бескомпромиссные режиссеры его поколения, слишком высока для постсоветских времен? Или жизнь бежит слишком стремительно для мэтров 60-х? Сегодня Марлен Мартынович продолжает вести мастерскую игрового фильма во ВГИКе. Среди его учеников такие состоявшиеся режиссеры, как Василий Пичул , Георгий Шенгелия, Владимир Тумаев, Роман Ершов, Дмитрий Месхиев. С 1987 года и до недавнего времени, когда имя Хуциева, увы, попало в эпицентр скандальных событий, связанных с его выдвижением на пост председателя Союза Кинематографистов РФ, мастер возглавлял кафедру режиссуры Института Кинематографии. В мае прошлого года один из старейших педагогов ВГИКа был выведен из состава Ученого совета института, но в июле под давлением общественности и при публичной поддержке учеников Хуциев был восстановлен в качестве почетного члена Ученого совета ВГИК. Спустя месяц, Марлен Мартынович написал с просьбой освободить его от должности завкафедрой режиссуры игрового кино. Хочется пожелать мастеру крепкого здоровья, долголетия и возможности спокойно жить и работать в стороне от трудных будней современного российского киносообщества.
| |