|
Суд в Вильнюсе на прошлой неделе осудил бывшего вице-мэра столицы Альгирдаса Палецкиса за отрицание «факта советской агрессии» против Литвы 1991 года. Палецкис ранее публично усомнился в официальной трактовке тех событий, на которую опирается современная литовская государственность. Газета ВЗГЛЯД решила изучить доводы и свидетельства оппонентов «государственной правды».
Годовщина событий 13 января 1991 года отмечается в Литве каждый раз на высоком уровне. Хотя далеко не все согласны в пропагандируемой властями версией расстрела советскими солдатами мирных граждан, на которой фактически строится литовская государственность.
«Свои стреляли в своих»
Как писала газета ВЗГЛЯД, председатель Социалистического народного фронта Альгирдас Палецкис стал первым в истории обвиняемым по статье 170 УК об «отрицании советской оккупации». Ему было предъявлено обвинение в связи с тем, что в феврале прошлого года в интервью радио Žinių radijas, посвященном 20-летию событий 1991 года, он сказал: «Как сейчас выясняется, свои стреляли в своих».
Речь идет о гибели мирных граждан - участников митинга литовских сепаратистов при штурме советскими войсками городской телебашни. Официальная литовская историография объявила их павшими от рук советских солдат.
Палецкис утверждает, что на самом деле эти люди погибли от выстрелов самих литовских националистов в результате провокации.
Признанный в минувший вторник Вильнюсским окружным судом виновным в отрицании «советской агрессии» против Литвы и ее жителей Палецкис назвал решение суда нарушением свободы слова и намерен бороться за свободу слова в Литве. В интервью газете ВЗГЛЯД Палецкис в тот день пообещал оспорить вердикт в Верховном суде Литвы.
Напомним, рассматривавший дело суд первой инстанции 18 января оправдал его за отсутствием состава преступления. Однако рассматривавший апелляцию прокуратуры Вильнюсский окружной суд констатировал, что вина Палецкиса доказана. Коллегия судей, которую возглавила судья Регина Поцене, объявила, что Палецкис публичными заявлениями о том, что во время событий января 1991 года «свои стреляли в своих», отрицал «советскую агрессию» в Литве. За это суд назначил Палецкису наказание в виде штрафа в размере 10,4 тыс. литов (чуть более 3 тыс. евро).
«Обросло пропагандистскими клише»
Палецкис напоминает, что те события, действительно скорбные, позднее были использованы властями в официальной пропаганде. «Во-первых, оно трагическое: погибло 14 человек, 13 из которых гражданских и один советский офицер. Но очень односторонне все было обрисовано, как будто советские солдаты умышленно убивали гражданских лиц, хотя простая логика говорит, что было бы политических невыгодно делать это армии. И дальше все это обросло государственными пропагандистскими клише», - сказал Палецкис газете ВЗГЛЯД.
Он рассказал также, что его знакомые из России недавно заметили, что возле бывшего здания литовского КГБ, в котором сейчас находится суд, была устроена выставка детских рисунков. «Часть рисунков посвящена 13 января. Дети все рисуют в черно-белых тонах. На некоторых рисунках изображены советские танки с российским триколором. Учителя это пропускают», - сообщил Палецкис, уточнив, что все это служит одной вещи - подогревать образ врага.
По его словам, у одного из мемориалов, посвященных событиям 13 января, есть табличка со стихами, которые в переводе с литовского звучат следующим образом: в ту ночь враг пришел умышленно забрать наши жизни. «В ту ночь был переполох. И каждую смерть надо отдельно рассматривать. Чего, кстати, и не делалось 20 лет», - напомнил он.
По его словам, партии, которые постоянно используют в своей риторике тему советской агрессии (Партия консерваторов), получают на выборах 12-25%. «Определенная часть населения подвержена всей этой дезинформации», - сказал он, уточнив, что молодые люди в большинстве своем особо глубоко не интересуются этой темой, но и не оспаривают подобные трактовки. По словам Палецкиса, после суда над ним, во многих школах, в актовых залах теперь показывают фильмы о тех событиях, чего раньше не было.
Слишком мягко покарали
Бывший командир отряда защитников здания ВС Литвы Антанас Клюнка заявил газете ВЗГЛЯД, что Палецкиса наказали слишком мягко:
«Мы все расцениваем решение суда как слишком мягкое. Я сам думаю, что смерть Лоретты (Асанавичюте) стоит куда больше, чем те 10 тысяч. Если Валерка Иванов (экс-лидер интердвижения "Единство". - прим. ВЗГЛЯД) за это получил реальный срок, это значит, мы через 20 лет обесцениваем память жертв "январских событий". Мы у себя (в "Союзе создателей добровольцев Литвы". - прим. ВЗГЛЯД) подумаем, обжаловать ли это решение. Возможно, мы обжалуем его в частном порядке. Видите? Это попытка пересмотра истории! Идет волна - сначала наших партизан ("лесных братьев") поливают грязью, а теперь вот - героев 13-го января», - заявил Клюнка газете ВЗГЛЯД.
Впрочем, другой бывший «защитник свободы» во время событий января 1991 года Гаспарас Гензгибелис доволен уже тем, что Палецкис осужден.
«Он выполнял задания России. Медининкское дело еще не закончено. Это была попытка оправдать убийц, чтобы те не понесли заслуженного наказания. Да и не все убийцы, бывшие здесь 13 января, выданы, - заявил газете ВЗГЛЯД бывший "защитник свободы".
Путеводитель-пропагандист
Официальная версия событий 13 января 1991 года с подачи литовских властей выглядит следующим образом.
"В ночь с 12 на 13 января около 2 час колонны советских военных десантников и спецназа с бронетехникой достигли здания Телерадиокомитета и телебашни. По призыву председателя Верховного Совета В. Ландсбергиса и других деятелей государства эти объекты, а также здания парламента и правительства денно и нощно охраняли жители Вильнюса, и люди, приехавшие из других городов и районов. Эти безоружные защитники, взявшись за руки, сделали цепочку и встали на пути агрессора. Важнейшей целью враждебных Литовской Республике сил было свержение законной избранной народом власти, путем захвата зданий Верховного Совета и правительства", - описаны они в книге "Восстановление суверенитета Литвы в 1989-1991 гг".
Куда более пафосно все эти события представлены в направленном во все школы альбоме "Lietuva 1991.01.13", вышедшей в свет буквально через месяц после "январских событий" 1991 года: "Никто не может победить НАЦИЮ, стремящуюся к Свободе и Независимости. "Балтийский путь» 23 августа 1989 г. показал: МЫ ЕСТЬ! 11 марта 1990 г. провозгласило: ЛИТОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО ЕСТЬ! 13 января 1991 г. подтвердило: МЫ БУДЕМ! Враги Независимости Литвы целились прямо в сердце. Стреляли в свободное слово, в литовский язык"
В этом году вышла книга воспоминаний Витаутаса Ландсбергиса «Вина и выкуп» («Kalte ir atpirkimas», Вильнюс, 2012). В предисловии автор пишет: «Дело 13 января продолжается и свидетельствует об агрессии СССР против провозгласившей и строящей свою независимость Литвы, об участниках и преступниках. Это дело не закончено и будет закончено еще нескоро».
С другой стороны, известно, что, когда ночью 13 января колонна бронетехники подошла к телебашне, та уже почти час была под контролем спецгруппы КГБ «Альфа». Кстати, в материалах уголовного дела по событиям 13 января есть материалы радиоперехвата переговоров советских военных той ночью: из них следует, что по военным велась стрельба из огнестрельного оружия, причем стрелки находились внутри и снаружи занимаемых зданий, или на крышах близлежащих жилых домов. Факты обстрела советских военных подтверждались свидетельскими показаниями. Примечательно, что уже в 1 час 10 минут ночи 13 января 1991 г. ксендз Альгимантас Кейна прямо из окна ВС Литвы начал служить мессу по «погибшим жертвам»: он начал ее со слов «уже есть первые жертвы», хотя до появления военнослужащих СССР около так называемых «стратегических объектов» Вильнюса оставалось еще 40 минут.
Отмечали эксперты и то, что пуля, сразившая одного из погибших, была выпущена из винтовки Мосина образца 1898-1931 гг., которая уже давно снята с вооружения Советской Армии. Не могло ее быть и у «Альфы».
| |