|
Власть, заявляя о причастности Тимошенко к убийству, пытается дискредитировать оппозиционерку в глазах европейского общества.
В понедельник первый заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин сообщил, что установлена причастность экс-премьера Юлии Тимошенко к банде донецких киллеров, которые были осуждены в 1996-м году за убийство депутата Евгения Щербаня. Об этом раньше говорил и президент Украины В. Янукович, заявляя, что у экс-премьера был мотив убить нардепа.
Эксперт Лидия Смола, руководитель департамента аналитики и социологических исследований Украинского фонда демократии «Сначала - люди!» объяснила «АиФ», что формулировка о причастности или не причастности Тимошенко к убийству - манипуляция власти.
«С юридической точки зрения, обвинения Тимошенко могли бы представить правоохранительные органы на основании доказательной базы, но выносить вердикт может только суд, поэтому с правовой точки зрения президент нарушает законодательство, выдвигая обвинения против своего оппонента. А формулировка: она причастна, но решение примет суд - это манипуляция. Причастна она или нет - определяет только суд, а правоохранительные органы - доказывают, опираясь на доказательную базу. Президент не относится ни к судебной ветви власти, ни к правоохранительным органам, поэтому он с юридической точки зрения не имеет права говорить такие вещи, он этого не может так же и с этической, и с политической точек зрения. Потому что, учитывая его силу власти, он должен быть над процессом», - заявила эксперт.
Тимошенко это грозит только волокитой и нагромождением судебных разбирательств, считает Смола.
«Безусловно, оппозиционерке причастность к делу Щербаня грозит невозможностью реализовать »добрую волю президента". Потому что если ЕСПЧ, имея на руках документ об ошибках и о незаконности пребывания Тимошенко в тюрьме, украинская власть получит основания говорить: мы согласны, но у нас есть чисто криминальные обвинения экс-премьера о принадлежности ее к организованной преступной группировки или же причастности к политическому или экономическому убийству. Ей это грозит - условно. Я думаю, что Тимошенко прекрасно понимает, что Янукович не собирается ее освобождать. Но у нее не будет оснований выступать и говорить, что все западные представительские органы, в юриспрюденции, приняли решение о том, что она должна быть освобождена, а она не освобождена. Тогда она попадает под статус политического заключенного", - считает аналитик.
Однако, не смотря на новое дело, Смола прогнозирует, что политический рейтинг Тимошенко не упадет.
«Не думаю, что это может грозить ей уменьшением рейтинга. Власть все, что можно было использовать для ухудшения имиджа экс-премьера - использовала. Ухудшение ее положения возможно только при наличии явных фактов, доказывающих, что Тимошенко была причастна. Тогда, возможно какая-то небольшая часть могла бы уменьшиться, но это вряд ли в силу давности дела и понимания предвзятости правоохранительной системы в отношении бывшего экс-премьера», - рассказала социолог.
Обвиняя экс-премьера в причастности к убийству Щербаня, власть пытается дискредитировать Тимошенко в глазах европейского общества. Но Смола отмечает затихание интереса к оппозиционерке.
«Предыдущий судебный процесс был проведен в такой грубой форме, там происходило такое попрание закона, что все-таки оно не настолько ухудшит положение Тимошенко в глазах европейского сообщества. Но если это дело будет разворачиваться, то аргументов будет, безусловно, меньше. Это криминальное дело, а не политическое, какое было до этого времени. Но я не думаю, что это дело может дать значительные дивиденды для ныне действующей власти. Такие действия были бы эффективны при условии длительной поддержки и доверии населения, но мы видим соцопросы, которые показывают, что уровень доверия людей к действующей власти сегодня очень низок, а уровень доверия к правоохранительным органам - один из самых низких», - сообщила социолог.
Кроме того, эксперт отмечает, что адресат, к которому обращается украинская власть это не местное население, а европейское общество.
«Только наличие очень четко доказанных фактов о причастности Тимошенко к этому убийству может тем или иным образом повредить ее репутации. Я не уверена, что у украинской правоохранительной системы будут настолько убедительная доказательная база для того, чтобы можно было ее дискредитировать. Словами о том, что она причастна, президент Украины себе вредит в глазах европейских лидеров, которые невероятно щепетильны в отношении высказываний и блюдут именно позиции не использовании власти и статусности того или иного политического лица. Поэтому они не могут себе позволить не только с позиции толерантности, а с позиции занимаемой должности позволять себе делать такие заявления», - комментирует Смола ситуацию вокруг Тимошенко.
| |