|
Компьютерная программа, которая пишет музыку в соответствии с предпочтениями слушателей, создана биологами из Имперского колледжа Лондона, в предположении, что в создании мелодий принимают участие потребители музыки в соответствии с принципами дарвиновского естественного отбора.
Авторы исследования, опубликованного в последнем номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), задались вопросом: может ли существовать музыка без участия в ее создании творческого начала, и если может, то что она будет собой представлять. «Каждый знает, что музыка создается по традициям, установленным музыкальными гениями, - говорит один из участников исследования Арман Лерой, профессор Отдела биологии эволюционного развития Колледжа. - Бах передает эстафету Бетховену, тот передает ее Брамсу. Леннон и Маккартни передают ее Гэлэхерам (братья Гэлэхеры, Лайам и Ноэл, участники поп-группы Oasis), а те передают ее Крису Мартину. Но только ли это движет эволюцией музыки?» Исследователи предположили, что в создании мелодий принимают участие также и потребители музыки, причем это участие работает по принципам дарвиновского естественного отбора. Чтобы проверить свое предположение, они создали компьютерную программу DarwinTunes, которая пишет музыку, сообразовываясь только с предпочтениями слушателей. Для начала программа синтезировала сто восьмисекундных музыкальных отрывков (циклов), состоящих из случайного набора тонов, ударов, шипений и пр., и через свой интернет-сайт предложила его пользователям оценить их по пятибалльной шкале - от «это невыносимо» до «мне это очень нравится». В оценке приняли также участие студенты Колледжа. Затем из десяти циклов, получивших высшие оценки, они создавали двадцать новых, смешивая их попарно. Этими новыми циклами они заменяли родительскую десятку и десятку циклов с самой низкой оценкой, создавая таким образом, новое музыкальное поколение. Чтобы уж совсем следовать дарвиновской теории естественного отбора, в каждое из поколений вносились также «мутации» - случайные тональные нарушения в циклах. На момент принятия статьи к публикации в оценке музыки DarwinTunes приняли участие около семи тысяч интернет-слушателей, а музыкальная эволюция насчитывала уже более двух с половиной тысяч «поколений» (на данный момент эволюция достигла уже трех с половиной тысяч поколений). Затем ученые предложили своим онлайн-экспертам оценить циклы, случайным образом взятые из разных музыкальных поколений, и убедились, что такая эволюция делает их все более приятными для слуха, все музыкальней и музыкальней. Конечно, это еще не Лунная соната и даже не «Чижик-Пыжик», но прогресс действительно налицо. Как сообщает Роберт Маккалэм, другой соавтор статьи в PNAS, специалист по биоинформатике и комариным геномам, «мы убедились, что программа работает хорошо, однако для полной картины необходимо было проверить ее на большом количестве слушателей». Неизвестно, сколько времени будет работать музыкальная интернет-эволюция DarwinTunes. Если ее не выключат сознательно, она будет работать, пока не надоест пользователям. Причем это может случиться в недалеком будущем, потому что по музыкальности последние поколения уже мало отличаются друг от друга, «кривая приятности» почти достигла насыщения. Не стоит от программы ожидать новой Лунной сонаты, в любом поколении это будет музыка, принципиально настроенная «на потребу низменным вкусам толпы». А вот «Чижик-Пыжик», в конце концов, может быть, и получится, и не факт, что он будет хуже тех бездарных и однообразных хитов, которыми нас постоянно пичкают.
Автор: Григорий Колпаков
| |