В ближайшие годы Челябинская область может стать главной территорией по поставкам товаров из Китая в российские территории - от Поволжья до Западной Сибири, западную часть страны, а также в ряд стран Европы. И, по мнению специалистов, это положительно отразится и на цене многих изделий, и на строках их поставки адресатам.
Сейчас товары с востока сначала везут в Москву, где оформляют, проводят через таможню и потом возвращают в те регионы, по которым везли, по маршруту старинного «шелкового пути». Сократить время перевозок и упорядочить их позволит крупный торгово-логистический комплекс /ТЛК/ «Южноуральский», создаваемый в Челябинской области. Этот масштабный инвестиционный проект одобрен в России и Китае, а также на деловом совете ШОС.
О важности и особенности проекта в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС рассказывает губернатор Челябинской области Михаил Юревич, принимавший участие в работе делового совета ШОС.
- ТЛК «Южноуральский» крайне необходим, так как загрузка существующих транспортных коридоров в Китай стремительно растет за счет увеличивающихся торговых потоков. А Челябинская область выбрана для реализации проекта, так как по железной дороге она ближе всех других регионов России к Синьцзян-Уйгурскому автономному району КНР. Рядом расположены страны-участницы Шанхайской организации содружества - Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан. Транспортная связка регионов позволит оптимальным образом наладить товарный транзит в ШОС и Западную Европу.
Китай заинтересован в развитии транспортно-логистической сети с Россией через Южный Урал. И это доказывается рядом конкретных шагов. Правительство Челябинской области уже заключило стратегически важное соглашение с правительством Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. В его рамках планируется развивать торгово-экономические связи, инвестиционную деятельность, а также транспортно-логистическую сеть.
- Расскажите подробнее о ТЛК «Южноуральский».
- Строительство этого центра мы планируем начать в текущем году. Детально инженерный проект разрабатывается, но основные его параметры уже дают представление о масштабах. Комплекс займет 180 гектаров на землях Увельского района, примерно в ста километрах к югу от Челябинска, между железнодорожной магистралью и автодорогой М-36. Комплекс, при достижении проектной мощности, позволит перевозить более пяти миллионов тонн грузов ежегодно. Одна только Синьцзянская компания по международной логистике «Евро-Азиатский континентальный мост», по завершению строительства первого этапа, к 2014 году, обеспечит контракты на доставку и обслуживание грузов в объёме не менее двух миллионов тонн в год. Корпорация «Хайер» даст центру дополнительный грузопоток в 500 тысяч тонн в год.
По предварительным подсчётам, на строительство ТЛК уйдет 5-7 лет. Но первая очередь будет запущена уже к 2014 году.
- И что это даст?
- Это оптимизирует и упорядочит транспортные потоки, сократит затраты на транспортировку, снизит стоимость перемещаемых товаров. Формируемая единая транспортная инфраструктура будет связана единой информационной базой. При поддержке Делового Совета ШОС с участием китайских партнёров началась реализация «пилотного» проекта по созданию эффективного транспортного коридора. Он позволит связать кратчайшим путем западную часть Китая с Россией. Это выведет на новый уровень международное и межрегиональное сотрудничество, даст мощный импульс в развитии национальных экономик стран-участниц Шанхайского соглашения.
Мировая практика показывает, что вокруг крупных логистических центров экономически выгодно размещать различные производства. Прежде всего, предприятия машиностроения и переработки сельскохозяйственной продукции. Это создаст для нашего региона дополнительную инвестиционную площадку, которая будет развиваться при поддержке правительства области. С учетом социальной значимости /создание дополнительно 2 тысяч рабочих мест/ проект ТЛК получил одобрение и поддержку Министерства регионального развития и Федеральной таможенной службы РФ. Президент Владимир Путин назвал проект создания на территории Челябинской области транспортно-логистического комплекса интересным с точки зрения «совершенствования экономического измерения Шанхайской организации сотрудничества».
- Как стало известно, уже в августе в Челябинск приедут руководители сразу нескольких крупных компаний КНР. Их визит связан со строительством ТЛК?
- Не только. Прежде всего, речь пойдёт о размещении на Южном Урале нужных нам производств. Об этом мы говорили с ними и в Китае. Я не раз подчёркивал, как важно присутствие на таких встречах руководителя региона. И я регулярно отвечаю на все вопросы деловых людей в различных странах. Моя позиция - инвестор должен получить на нашей территории любую необходимую помощь, в первую очередь - от власти. Тогда и дело пойдет быстрее.
Евгений Ткаченко (ИТАР-ТАСС, Челябинск)