|
Следственный комитет РФ выделил в отдельное производство из дела об убийстве Анны Политковской материалы о расстреле криминального «авторитета» Михаила Пищика по кличке Моня. Изначально выдвигалась версия, что расправу над гангстером устроили те же люди, которые потом убили журналиста. Однако доказать это так и не удалось.
Еще в 2010 году бывший сотрудник Оперативно-поискового управления (ОПУ) ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков дал следователям показания о ряде убийств, якобы совершенных теми же людьми, которые расправились с обозревателем «Новой газеты». Согласно его данным, только летом 2004 года бывший сотрудник столичного РУБОП Сергей Хаджикурбанов и «авторитет» Лом-Али Гайтукаев принимали участие в расправе над тремя людьми - главным редактором русской версии Forbes Полом Хлебниковым, вице-премьером Чечни Яном Сергуниным и «авторитетом» Михаилом Пищиком. Сам Павлюченков тогда фигурировал в «деле Политковской» в качестве свидетеля, обвинения ему предъявили только в 2011 году.
Согласно его показаниям, летом 2004 года бывший сотрудник РУБОП Москвы Сергей Хаджикурбанов (также обвиняется в убийстве журналиста «Новой газеты») позвонил своему хорошему приятелю Дмитрию Грачеву (задерживался по «делу Политковской», но был отпущен) и попросил передать пистолет ПСМ Павлюченкову. Грачев, который хранил оружие у себя на работе, в здании Института проблем керамики в Москве, забрал его оттуда и передал Павлюченкову, а тот уже вручил Рустаму Махмудову (обвиняется в исполнение убийства Политковской). Согласно данным Павлюченкова, примерно в это же время Хаджикурбанов попросил другого сотрудника ОПУ Олега Шошина организовать слежку за Пищиком. Во время наблюдения, которые велось из ВАЗ 2109, с Шошиным иногда присутствовал и Рустам Махмудов. 24 июня 2004 года Пищик был застрелен в Москве из пистолета ПСМ.
После таких показаний Павлюченкова СКП РФ забрало из следственного отдела по ЮАО г. Москвы материалы об убийстве Пищика и приобщило их к «делу Политковской». Вначале расследование развивалось довольно успешно. Дмитрий Грачев был допрошен, но он свою вину категорически отрицал. Однако следователи и эксперты с помощью газоанализатора обследовали кабинет Грачева, где он прятал ПСМ, прибор показал наличие пороховых запахов. Вскоре оперативники нашли на окраине Москвы подпольный оружейный цех, где был изготовлен глушитель к пистолету ПСМ, из которого убили Михаила Пищика, а также переделан в боевой газовый пистолет ИЖ, использовавшийся для убийства Политковской.
Кроме того, у Джабраила Махмудова (его брат Рустам тогда еще скрывался от следствия) были взяты образцы волос для сравнения с волосами, обнаруженными на куртке человека, стрелявшего в Моню. Но после этого «дело Пищика» фактически вновь зашло в тупик. Экспертиза ДНК показала, что волосы с куртки не принадлежат Махмудовым. В 2011 году в Чечне был задержан Рустам Махмудов, после чего СК РФ назначил еще одно исследование ДНК. Но и оно дало отрицательный результат.
Сам Рустам и Хаджикурбанов свою причастность к расстрелу Мони отрицают. Шошин (он осужден за похищение бизнесмена, который позже был убит) хоть и сотрудничает со следствием, но по истории с Пищиком показаний не дает. Павлюченкову в 2011 году самому были предъявлены обвинения в убийстве Политковской, он заключил сделку со следствием, рассказал об обстоятельствах устранения обозревателя «Новой газеты». Также, в рамках сделки он дал показания о подготовке убийстве главного редактора русской версии Forbes Пола Хлебникова и вице-премьера Чечни Яна Сергунина. Согласно версии Павлюченкова, к расправе над этими людьми имели отношение Хаджикурбанов, «авторитет» Лом-Али Гайтукаев (обвиняется в убийстве Политковской), а следил за жертвами тот же Шошин. Ничего нового о расстреле Мони он больше не сообщил.
После двух лет работы, в СК РФ пришли к выводу, что пока не удалось собрать достаточно доказательств о причастности фигурантов «дела Политковской» к устранению «авторитета». В результате материалы по Пищику были возвращены в Следственный отдел по ЮАО без обвиняемых. «Возможно, мы вернемся к этой теме позже, - рассказал источник в правоохранительных органах. - Сейчас все усилия сосредоточены на "деле Политковской".
Михаил Пищик был крайне заметной фигурой в столичном криминальном мире 1990-х годов. Вместе с "вором в законе" Андреем Исаевым (Расписной) он совершал налеты на квартиры бизнесменов, их даже вместе задержали за эти преступления. Потом Моня стал одним из лидеров беляевской преступной группировки. Его друзьями являлись другие видные персонажи лихих 90-х - Отари Квантришвили, Леонид Завадский (Ленчик), Сергей Мамсуров (Мансур).Пищик неоднократно подозревался в различных преступлениях, пока сам не стал жертвой.
Двадцать четвертого июня 2004 года он вышел из зала для занятий боксом стадиона "Торпедо", расположенного на Восточной улице. В этот момент к "авторитету" подбежали двое неизвестных и два раза выстрелили ему в голову из ПСМ. Позже выяснилось, что у Мони с собой был пистолет ИЖ, но воспользоваться оружием он не успел - от полученных ранений мужчина скончался.
Киллеры, увидев, что свидетелем убийства стал случайно оказавшийся рядом с залом мужчина, вновь открыли огонь, но прохожий успел спрятаться за машиной Nissan, в которую и попали пули.
Прибывшие на место кинологи нашли рядом со стадионом вещи, брошенные киллерами в водосточный коллектор: пистолет ПСМ с глушителем, бейсболку, кофту и куртку, в карманах которой оказались две гранаты: Ф-1 и РГО. Более того, на куртке остались волосы одного из преступников. А очевидец дал подробное описание киллеров.
По его словам, оба нападавших были выходцами с Кавказа: одному на вид 18-20 лет, рост 175-180 см, худощавого телосложения, второму - 25 лет, рост 170-175 см, нормального телосложения.
Юрий Вершов
| |