|
Арбат у большинства москвичей и гостей столицы ассоциируется с именами писателей, актеров и музыкантов. В арбатских переулках стоят особняки, многие из которых, правда, были перестроены, сохранившие память о Пушкине, Грибоедове, Андрее Белом, описанные в произведениях Блока и Пастернака. Именно там жил булгаковский Мастер и находился пастернаковский помпейский салон. Корреспондент портала «В Москве» прогулялась с экскурсоводом по переулкам Арбата и узнала, в каком особняке в последний раз останавливался Пушкин, и кого называл своей «прекрасной дамой» Андрей Белый.
Материал подготовлен сайтом ВМоскве - проект Группы сайтов РИА Новости >>
Арбат у большинства москвичей и гостей столицы ассоциируется с именами писателей, актеров и музыкантов. В арбатских переулках стоят особняки, многие из которых, правда, были перестроены, сохранившие память о Пушкине, Грибоедове, Андрее Белом, описанные в произведениях Блока и Пастернака. Именно там жил булгаковский Мастер и находился пастернаковский помпейский салон. Корреспондент портала «В Москве» прогулялась с экскурсоводом по переулкам Арбата и узнала, в каком особняке в последний раз останавливался Пушкин, и кого называл своей «прекрасной дамой» Андрей Белый.
Нащокинский домик
Большинство москвичей знают, что первая семейная квартира Александра Пушкина находилась на Арбате в доме №53. Именно здесь 17 февраля 1831 года поэт устроил мальчишник, на котором присутствовал владелец усадьбы Архангельское Николай Юсупов, а 18 февраля после венчания Пушкин привез сюда жену - Наталью Гончарову. Как рассказывает художественный руководитель клуба «Живая история» Елена Богачева, этот арбатский дом принадлежал дворянской семье Хитрова, а Пушкин снимал второй этаж, прожив на Арбате чуть меньше полугода.
На самом деле, утверждает экскурсовод, московская жизнь Пушкина намного теснее связана с особняком его лучшего друга Павла Нащокина. Этот дом стоит в начале Гагаринского переулка, в бывшей Конюшенной слободе. Известно, что Нащокин принадлежал к древнему знатному роду. Он 10 раз получал наследство и спускал все деньги, как правило, проигрывая в карты. Среди современников прославился тем, что заказал точную копию своего дома, рассказывает Богачева. Это был раздвижной ящик размером два на два метра со стеклянными стенами. По словам экскурсовода, внутри этого дома была точно воссоздана вся обстановка, вплоть до стульев и сервизов, изготовленных на тех же фабриках, что и настоящие. В макете дома было даже крошечное фортепиано, на котором можно было играть. Обошелся этот домик Нащокину в 40 тысяч рублей. За эти деньги в то время можно было купить имение с крепостными крестьянами.
С этим же домом Пушкина связывает неприятная история, рассказывает экскурсовод. Соседом Нащокина был картежник Федор Толстой по прозвищу Американец, который однажды распустил слух о том, что в 1820 году Пушкина перед ссылкой за неугодные стихи выпороли в охранном отделении. Ссора поэта с Толстым едва не закончилась дуэлью, но друзья Пушкина, купив ящик шампанского, примирили их. Кроме того, этот дом примечателен тем, что в нем Пушкин остановился в мае 1836 года, когда последний раз был в Москве, о чем свидетельствует мемориальная табличка на особняке.
Поместье Гагариных и дом Миндовского
В конце Гагаринского переулка до войны 1812 года находилось огромное поместье князей Гагариных. Как рассказывает Елена, здесь жил сенатор Иван Гагарин со своей женой, великой русской актрисой Екатериной Семеновой. Их имение тянулось вплоть до Плотникова переулка, отмечает экскурсовод.
В Староконюшенном переулке находилось поместье Анны Давыдовой - сестры поэта-партизана Дениса Давыдова. По словам экскурсовода, она была замужем за другом Грибоедова - Бегичевым. Именно в этот дом Грибоедова вызвали по делу декабристов.
В середине 19 века часть гагаринских земель приобрело семейство российских предпринимателей-текстильщиков Миндовских. Они построили особняк в стиле неоклассицизма, рассказывает экскурсовод. Архитектором стал Никита Лазарев, который специализировался на доходных домах. Особняк получился весьма необычный: два разных фасада, объединенных ротондой. Фасады, выходящие на разные улицы, разделяли особняк на жилую часть и парадную, уточняет Богачева. Именно в помпейском зале этого дома разворачивались события романа Борис Пастернак «Доктор Живаго». В 1927 году этот особняк заняло посольство Австрии, а в 1939 году здесь же был подписан пакт о ненападении между СССР и Германией.
Особняк купчихи Морозовой и дом Мастера
Особняк в бывшей Царской слободе, где сейчас находится посольство Дании, в 19 веке принадлежал Маргарите Морозовой, в девичестве
Мамонтовой. После смерти своего мужа Маргарита в Морозовском особняке вместо пышных застолий устраивала художественные вечера.Сюда приходила вся московская интеллигенция.
По словам экскурсовода, также в одном из арбатских переулков Морозова организовала бесплатные образовательные курсы для рабочих: от начальной подготовки до поступления в университет. Переулок между Остоженкой и Москвой-рекой назван Курсовым именно в честь большого количества курсов, которые там проходили.
По словам экскурсовода, в Морозову был влюблен один из поэтов Серебряного века Андрей Белый. Именно Маргариту Морозову он называл «прекрасной дамой» в своих произведениях.
Еще один ветхий дом, который связан с именем известного писателя и композитора, до сих пор стоит в Чистом переулке. В начале 20 века здесь поселилась семья известного композитора Сергея Танеева.
По словам экскурсовода, во дворе этого дома был флигель, в котором жил Михаил Булгаков. По одной из версии, этот дом был прототипом Дома Мастера.
Особняк Сабашниковых и дом кремлевской администрации
В бывшей Стрелецкой слободе стоит особняк известных русских издателей 19-20 вв. - братьев Сабашниковых. Они прославились тем, что печатали не массовую литературу, а только научно-популярную, рассказывает Елена.
Сейчас в особняке находится московское отделение Красного креста, а напротив стоит памятник полярному исследователю Фритьофу Нансену. Как рассказывает экскурсовод, памятник Нансену установлен здесь неслучайно, ведь именно он после первой мировой войны был комиссаром по делам беженцев. Благодаря так называемым «нанценовским паспортам» более 6 миллионов человек смогли вернуться домой. Нансен ездил по миру и собирал средства для того, чтобы в Россию пошли эшелоны с зерном. Благодаря его стараниям удалось спасти миллионы жизней.
На углу Денежного переулка сохранился старинный дом, построенный еще до войны 1812 года. По словам Богачевой, все, кто работал на Кремль, могли получить здесь квартиру. Угол дома не заострен, а закруглен, отмечает экскурсовод. Это было сделано для того, чтобы кареты смогли разъезжаться в узких переулках.
«Дом, улица, фонарь, аптека»
На пересечении Денежного переулка и улицы Арбат сохранился дом, который вдохновил Александра Блока на создание стихотворения «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека», рассказала Богачева. Дом был создан архитектором Митрофаном Арсеньевым. Здесь селились профессора Московского университета.
Ольга ШВЕНК
| |