|
Выставка «Музыкант мирового уровня», посвященная 130-летию со дня рождения русского композитора и дирижёра Игоря Фёдоровича Стравинского, открылась в Воронежской областной библиотеке имени И. С. Никитина.
В течение почти 60 лет своего творческого труда он влиял на сознание людей, воспитывая их вкусы и формируя привязанности. Он охватил в своём творчестве почти все формы, виды и жанры музыкального искусства. Как отмечают критики, в его сочинениях разум всегда властвовал над эмоциями, и что ещё выделяло Стравинского среди его современников - так это радостное приятие осмысленного порядка в жизни. Его домашняя библиотека насчитывала около 10 тысяч томов.
Как стало известно ИА «Воронеж-Медиа» из сообщения библиотеки, среди солидного музыковедческого фонда «стравиниады» особое место занимает монография Б. Асафьева «Книга о Стравинском», впервые напечатанная в 1929 году. Труд Асафьева оценили как «высокоталантливое исследование, изобилующее многими меткими наблюдениями над стилем Стравинского». Книгу изучали, цитировали, но со временем она стала библиографической редкостью и назрела необходимость в её переиздании, что и было осуществлено в 1977 году. Асафьев, увлечённый личностью и творчеством Стравинского, скажет: «Я пишу книгу о Стравинском как крупном и необычном явлении в европейской музыке 1 половины ХХ века, явлении, к которому я, как исследователь, чувствую глубокий интерес и хочу объяснить его». Надо отдать должное Асафьеву, он не только сумел по достоинству оценить музыкальное дарование Стравинского, но и создал первую обобщающую монографию о композиторе, не потерявшую научной ценности и в наше время.
Стравинский и его произведения сумели навсегда покорить ещё одного российского музыковеда - М. Друскина. Его труды о Мастере - это блистательная страница в истории отечественного стравинсковедения. Из всех работ Друскина наиболее известна книга «Игорь Стравинский: личность, творчество, взгляды», неоднократно переиздававшаяся. Автор книги не только делится с читателями своими мыслями и открытиями, он даёт возможность высказаться композитору, который предстаёт перед нами не пассивным объектом исследования, а живым героем, который сам направляет мысль читателя, ставит под сомнение сказанное автором, а потом парадоксальным путём утверждает его вывод. «В этом эффекте присутствия композитора - редкое достоинство книги». Книга Друскина о Стравинском вызвала живой интерес у читателей-профессионалов, а талант и прозорливость музыковеда поразили самых близких композитору людей - его друга и старшего сына, которые прислали ему благодарственные письма.
Нидерландские музыковеды Луи Андриссен и Элмер Шёнбергер в своей книге «Часы Аполлона» (СПб., 2003) не берут во внимание уже известные факты биографии Стравинского, высказывания самого композитора, труды авторитетных исследователей его творчества. Зарубежные критики, основываясь на изучении нотных текстов произведений Стравинского, предлагают своё видение его музыки. Музыкальные тексты композитора, как показывают авторы, состоят из «верных неверных нот».
Если книги, вошедшие в состав экспозиции, знакомят с жизнью и творчеством юбиляра, то грампластинки и компакт-диски открывают необычный мир музыки Стравинского - композитора, произведения которого до сих пор оказывают магическое воздействие на умы и души людей.
Выставка «Музыкант мирового уровня» расположена в холле 3-го этажа 2-го корпуса Областной библиотеки имени И. С. Никитина и открыта для посещений до середины июля.
| |