|
СМИ продолжают следить за судьбой 12-летнего Дениса Хохрякова, который на днях вернулся из Доминиканской республики в Россию. Специалисты выясняют, почему мальчик попал в семью наркодилеров и оказался брошенным в Латинской Америке?
Как в России органы опеки проверяют усыновителей, какую ответственность они несут за свои ошибки, и что необходимо изменить в их деятельности? Об этом «России 24» рассказал уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов .
В том, что различные махинации органов опеки носят часто встречаемый характер, по словам Астахова, нет никаких сомнений. «Поэтому мы и говорим о том, что функциональные особенности органов опеки у нас сегодня сводятся к тому, что они сами зачастую нарушают права ребенка и установленные законом правила оформления документов при подборе усыновителей и оформления таких документов при передаче в суд», - отмечает детский омбудсмен.
Проблема в том, что суд не проверяет документы, представленные органами опеки, поскольку должен доверять этим документам - их составляют специалисты, облеченные полномочиями. И когда они составляют, заведомо зная, что это фальшивые документы - здесь очевидно совершается должностное преступление.
«Два случая - Денис Хохряков и Артем Савельев. В одном случае было преступление, в другом случае просто утаили от суда, что у Артема Савельева еще есть родственники в России, - конкретизирует свою мысль примерами Астахов. - Написали, что родственников нет. Вроде бы незначительное нарушение. Но орган опеки должен правду писать. А они врут. Мы поэтому и говорим, что такие случаи встречаются часто».
У нас органы опеки требуют очень серьезной реформы - это совершенно точно, подчеркивает уполномоченный по правам ребенка. У нас сегодня отсутствует надлежащий системный контроль со стороны соответствующих подразделений министерства образования - это тоже факт.
«Я посетил более 400 детских учреждений более чем в 30 регионах России - везде та же самая проблема, - рассказывает Астахов. - Отсутствие полной связи, которая необходима между федеральными структурами и муниципальным уровнем. Потому что у нас органы опеки существуют на муниципальном уровне».
«По работе это правильно, потому что они должны знать, что происходит на уровне земли. Но над ними должна быть установлена четкая система взаимодействия и контроля. Что по большей части отсутствует, поэтому нам нужна серьезная система органов опеки», - заключает детский омбудсмен.
За последние полгода произошла целая серия случаев с российскими детьми. Отказ американской приемной матери Тори Хансен от усыновленного ею Артема Савельева и отправка ребенка без сопровождения самолетом в Россию, смерть семилетнего Вани Скоробогатова от голода и побоев приемными родителями из США, родители-садисты Лещински, которые били и жестоко наказывали приемных дочерей из России - вот неполный список трагических инцидентов.
| |