|
С 20 по 29 июня в московском Театре наций в пятый раз пройдёт небольшой фестиваль «Другой театр из Франции» - смотр кукольных, танцевальных и просто невербальных французских спектаклей.
Это один из немногих проектов театра, которые были задуманы и проводились ещё при его прошлом руководителе, Михаиле Чигире. Напомним, актёр Евгений Миронов возглавил коллектив в 2007 году, что сопровождалось огромным скандалом, устроенным его предшественником, снятым с должности. Однако, с учётом поддержки Миронова со стороны администрации президента, исход конфликта был предрешён. А сегодня, как ни оценивай тогдашнюю спорную ситуацию, факты говорят сами за себя: затянувшийся на полтора десятилетия стоявший на месте ремонт Театра наций завершён, а последние несколько сезонов премьеры в нём выпускают самые именитые европейские режиссёры. Возможно, именно поэтому фестиваль до сих пор существует: его концепция идеально ложится на репертуарную политику Миронова, цель которой - собрать под одной крышей все самые интересные и актуальные тенденции российского и европейского театра. В этот раз за неделю будут показаны три спектакля: «Go!» театра Одрадек, «Похвала бороде» Компании Баль и «Беспредметно» «Компании 111». «Go!» - моноспектакль уехавшей во Францию художницы-кукольницы из Омска Полины Борисовой. В нём она выступает и режиссёром, и сценографом, и единственной актрисой. Её театр назван в честь Одрадека - загадочного юркого существа, сочиненного Кафкой. Молодая артистка надевает парик и маску, благодаря им перевоплощаясь в древнюю старуху, и разыгрывая историю её жизни, с воспоминаниями о бурной молодости и одиноким сидением у настольной лампы на исходе лет. Почти все предметы и персонажи возникают из белой клейкой ленты, которой Борисова орудует с удивительным мастерством. Превращая её то во входную дверь с ручкой, то в оконную раму, то в ластящуюся к хозяйке кошку. Построенное на ярких эффектах повествование не зацикливается на них одних, рождая понятный без слов трогательный сюжет о незамысловатой женской доле. Спектаклем Борисовой Театр наций откроет свою Малую сцену. Ещё один моноспектакль, «Похвалу бороде», покажет танцовщица, акробатка и жонглёр Жанна Мордой. Нацепив на подбородок мужскую щетину, она будет один за другим выполнять самые разные трюки. Общаться с поющими звериными черепами, танцевать с белым знаменем, ползать по сцене с тазом на голове, ногами собирая в него рассыпанные по полу ракушки. В отличие от «Go!», здесь сюжета как такового нет. Есть только образ бородатой женщины, пришедший из ярмарочных представлений - и творимые ей чудачества, направленные единственно на то, чтобы вызвать восторг и изумление «почтенной публики». Однако завершается эта лихая театральная игра почти трагически: актриса сама роет для себя могилу и ложится в неё, успевая помахать зрителям рукой на прощание перед тем, как захлопнуть её крышку. Единственная постановка большой формы в программе фестиваля - «Беспредметно» от базирующейся в Тулузе «Компании 111» и её создателя Орельена Бори. Он уже участвовал в «Другом театре из Франции» в 2008 году, со спектаклем «План Б», в котором актёры-акробаты заправски прыгали, бегали и ползали по совершенно отвесной стене. Его новое произведение куда более радикально: по жанру это «пьеса для робота и двух актёров». Главным героем становится настоящий промышленный робот, когда-то собиравший машины на заводе и теперь коротающий на сцене свою пенсионную старость. Он кружится, двигает манипуляторами, мигает глазами-лампочками, даже танцует в такт музыке. С ним входят в контакт два актёра в безукоризненных офисных костюмах. То выплясывают вокруг него, то повторяют его жесты, то повисают на его перекладинах, постепенно попадая словно бы в его магнитное поле, из которого они уже не в силах выбраться. Бори исследует проблему взаимоотношения человека и машины, живого и искусственного, их взаимного порабощения друг друга. Артисты в его спектакле приравниваются к машинам, а робот делается полноценным актёром - их отношения он понимает как одно из самых безумных и сложных противоречий XXI века. Интересно, что, по словам режиссёра, вдохновением для его работы послужили немецкий драматург Генрих Фон Клейст с его учением о марионетке и конструктивистские постановки Мейерхольда. Спектакли, которые можно будет увидеть в рамках «Другого театра из Франции», сложно назвать великими свершениями театрального искусства. Но все они - каждый по-своему - расширяют наши представления о театре и поле его деятельности. Единственным правилом в них становится всевластие фантазии художника, для которой нет и не может быть никаких ограничений. И это тот род театра, который в России до сих пор почти не существует. Режиссёров, творящих в жанре театра художника и мыслящих исключительно визуальными образами, у нас можно пересчитать по пальцам. А кукольный театр за редкими исключениями по-прежнему сводится главным образом к утренникам для тех, кому ещё не исполнилось 10 лет. Есть чему поучиться.
Автор: Николай Берман
| |