|
Михаил Иванович Глинка создал всего две оперы: историческую «Иван Сусанин» и сказочную «Руслан и Людмила». И обе оказались шедеврами, открывшими миру русскую оперную классику.
Они написаны с богатырским размахом, сложны для исполнения. Но в репертуаре театра, носящего имя Глинки, они должны идти постоянно. В нынешнем году театр поставит «Жизнь за царя» (это авторское название оперы «Иван Сусанин»). В день открытия сезона труппа представила обновленный спектакль «Руслан и Людмила» в постановке Алексея Степанюка и художника Вячеслава Окунева. Дирижировал Антон Гришанин. Спектакль масштабный. Здесь все на равных: оркестр, певцы, артисты балета, хор, миманс. И все же, у хора - особая роль. Он комментатор и непосредственный участник событий. Хор, по замыслу Глинки, должен быть многолюдным и виртуозным. Стиль русской оперы требует большого дыхания, широкой кантилены. Под стать просторам нашей огромной родины, в пении должны быть и широта, и полет, и красота. Это получилось. У нас хор небольшой по составу, и режиссер Алексей Степанюк придумывал каждому такой рисунок роли, чтобы во время пения артисты хора оказывались на авансцене. Самое трудное - пролог: на сцене столы, много действующих лиц, хор на первый план не выведешь. Но, как сказала певица из Екатеринбурга Ольга Баскова (Людмила), хор звучал замечательно: «Они играют очень хорошо. Действительно, я верю, что вот это - народ. Не просто хор поет. Я верю им». Партия восточного князя Ратмира написана для низкого женского голоса контральто. Крайне редко ее исполняет контратенор, потому что диапазон должен быть огромный. А у нас такой уникальный голос есть - это Артем Крутько. Сложнейшую арию Ратмира он в свое время готовил для конкурса Глинки. Но в окружении волшебных дев Наины, в роскошных декорациях спектакля пел впервые. А тут еще сложный грим, парик, борода. «С бородой петь очень неудобно. Тембрально себя плохо ощущаешь, потому что плохо слышишь, шапка поглощает звук, парик, который уши прикрывает. Я себя плохо слышу и пою, можно сказать, на ощущениях», - отмечает солист челябинской оперы, контратенор Артем Крутько. Очень эффектны балетные сцены. Они поставлены в хореографии Михаила Фокина. Здесь главная задача - почувствовать стиль, фокинскую недосказанность, изысканность. Хореограф Галина Калошина говорит: «Балетоман будет смотреть: ну, какая там техника? Обыкновенные арабески, подскоки. Но Фокин всегда какую-то изюминку, кислинку вставит». Интересно наблюдать за сменой хореографических рисунков, ажурных построений, эффектных перемещений. «Фокин, конечно, мэтр разводки танцовщиц. Рисунки у него бесконечно сплетаются, расплетаются, выравниваются, вытягиваются как струна», - отмечает Галина Калошина. Очень важно, чтобы танцовщицы чувствовали друг друга, особенно в кордебалете. Они должны танцевать и даже дышать одновременно. «Если поднимается рука, то она должна у всех в одно время подняться. Если они расходятся из двух кругов в одну большую подкову, то они должны в одно время поднять руки», - считает хореограф. Выровнять линию - проще простого. Но выравнять линию в заданном характере, это сложно - 20 человек должны синхронно потупить взор, головы склонить. «Если они падают перед Ратмиром на колени, они должны как один в одно время ручки опустить и посмотреть на него», - рассказывает Галина Калошина. Второй дивертисмент - восточные танцы в замке Черномора. Совершенно другой колорит, пластика. Но балетная молодежь это чувствует и замечательно передает. А в лезгинке солирует Александр Цвариани. Красивый получился спектакль, эффектный. Он вполне мог бы стать визитной карточкой нашего театра, носящего имя Глинки.
| |