|
На Северный полюс идёт большая смена. Атомный ледокол «Россия» доставит в Арктику экипаж новой дрейфующей станции «СП-38» и сам заступит на научную вахту вместо ледокола «Ямал», который с июля исследует арктический шельф в районе хребта Ломоносова.
Свою первую остановку в этой экскурсии по ледоколу мы делаем на ходовом мостике. Именно отсюда ведется все основное управление движением атомохода. Отсюда отдаются все команды во время длительных походов.
«Здесь вы можете видеть пульт управления гребными электродвигателями. У нас три винта. Мы этими рукоятками задаем скорость вращения. Дальше две РЛС, где мы можем наблюдать различные объекты, отраженные радиоволнами. Здесь штурманский стол, где лежит карта, и штурман наносит место судна. Плюс рулевая колонка, вахтенный матрос», - показывает Сергей Шиловский, второй помощник капитана атомного ледокола «Россия».
Дальше спускаемся на несколько палуб вниз. Если ходовой мостик - это мозг корабля, тогда то, что находится за этой дверь, скорее, его сердце. Центральный пульт управления реакторной установкой. Войти туда может не каждый, но у нас есть такая возможность. Это уже вотчина старшего инженера-механика ледокола. В этом атомном царстве Владимира Кондратьева - полная тишина.
«Отсюда ведется управление всей атомной, энергетической установкой, как электрической энергетикой, механической установкой, так и атомными реакторами. Также здесь находится пост радиационного контроля», - поясняет Владимир Кондратьев, старший инженер-механик атомного ледокола «Россия».
Всего в нескольких метрах от зала управления расположено то, что приводит в движение это огромное судно, то что обеспечивает его теплом и светом - это и есть само сердце корабля.
«В данный момент мы находимся на посту управления ремонтом атомного реактора. Через это окно можно наблюдать аппаратную, где находится все оборудование реакторного отсека, сами реакторы, парогенераторы и насосы», - рассказывает Владимир Кондратьев.
А это - румпельное отделение. Именно эти агрегаты позволяют кораблю маневрировать. Матрос на верхней палубе лишь слегка поворачивает штурвал, а мощная гидравлика сама изменяет направление движения атомохода.
Намного ниже ватерлинии расположены двигатели атомохода. Их мощность - это даже трудно себе вообразить - 75 тысяч лошадиных сил. Именно они позволяют кораблю длиной в 150 метров останавливаться в считанные секунды.
«Ледокол работает в сложных условиях. В любой момент нужно дать полную мощность как на передний ход, так и на задний, развернуться. Благодаря электродвигателям у нас есть такая возможность», - объясняет старший инженер-механик атомного ледокола «Россия».
Все это время члены экипажа нам встречались лишь изредка. Все потому, что большинство операций на ледоколе выполняет автоматика.
| |