|
В крушении российского «Суперджета 100» - и это уже известно точно - по крайней мере, техника была не виновата.
Специалисты завершили расшифровку бортовых самописцев лайнера. На записи слышно всё - и как второй пилот отговаривал командира экипажа от опасного манёвра, и как диспетчер не запретил снижаться в условиях нулевой видимости. По словам российских экспертов, работавших в Индонезии, причиной гибели 45 человек могла стать как бравада в воздухе, так и халатность на земле.
Оказывается, лететь в рекламный тур должен был совсем другой борт. Но у «Суперджетов» с номерами 97000 005 и 003 не были установлены параметрические самописцы. Поэтому в Юго-Восточную Азию полетел борт номер 97000004, на котором такое оборудование было. И расшифровки, полученные с самописцев, теперь помогают восстановить картину произошедшего. Предварительный этап расследования завершен.
«По тем данным, которые сегодня есть у комиссии, можно сказать, что никаких отказов в работе систем самолета не было. Сегодня комиссия изучает все аспекты, связанные с организацией того полета, который проводился и привел к этой трагедии, к тем нормам, которые сегодня есть, действия диспетчеров, действия экипажа», - рассказал президент ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Михаил Погосян.
Индонезийские власти стараются максимально засекретить ход расследования, но информация всё равно просачивается. Известно, например, что при выполнении показательного полета 9 мая дверь в кабину пилотов была открыта. Вероятно, для того, чтобы пассажиры могли видеть, как командир управляет самолетом. При этом на записи переговоров прослушивается детский голос: причем ребенок - он говорил по-индонезийски - явно находился в кабине, рядом с пилотами.
Также слышно, что Александр Яблонцев отключил ТАВС - систему предупреждения опасного сближения с землей. Якобы потому, что в нее не заложен картридж с подстилающей поверхностью острова Ява. Другими словами, привязки к местности, над которой летел «Суперджет», у экипажа по непонятной причине не было. То есть в окно горы командир не видел из-за облаков, а экран был пуст из-за отсутствия карты. Хотя, по словам пилотов, такая ситуация недопустима.
О том, что в том полете обстановка в экипаже была скорее праздничная, а не деловая, говорит многое. Накануне на земле отмечали праздник Нептуна, который продолжился в одном из предыдущих полетов. Есть фотографии, где владыка морей прямо в кабине - с трезубцем. В это время индонезийские стюардессы исполняли роль русалок. В том полете, накануне крушения, Яблонцев совершил виражи меж горных хребтов и вызвал настоящий восторг у потенциальных покупателей. В последнем полете, он, очевидно, решил повторить аттракцион, но уже в условиях плохой погоды.
9 мая, набрав высоту, командир воздушного судна дал команду второму пилоту - запросить снижение до 6000 футов. На что второй пилот ответил: здесь это опасно. Но командир, пользующийся авторитетом великого испытателя, осек второго пилота одной фразой: «Я лучше знаю, где мы находимся». Он хотел еще раз эффектно пролететь совсем рядом со скалой. Но заложил слишком крутой крен - лишних три градуса. А когда самолет на скорости около пятисот километров в час вылетел из облака, то прямо по курсу была гора. Командир только успел произнести: «Господи, что это?» - и резко потянул джойстик управления на себя, включив двигатели на полную мощность. Чтобы поднять самолет над хребтом, ему не хватило трех секунд. Самолет задрал нос и плашмя - даже не врезался - а как будто лег на гору. Именно благодаря этому были найдены все тела пассажиров и членов экипажа.
Всего этого, возможно, могло бы и не произойти, если бы руководитель полетов, который на земле должен быть глазами и ушами пилота, также не совершал одну роковую ошибку за другой. Сначала он разрешил пилотам снижение. А потом и разворот. Но ведь он видел на мониторе радара горный склон.
Возможно, катастрофы бы не случилось, будь у диспетчера напарник. Но расследование установило, что аэропорт Перданакусума недостаточно укомплектован персоналом. И авиадиспетчер, который одновременно контролировал полеты сразу нескольких самолетов, не уделил достаточного внимания проводке «Суперджета». Очевидно, именно сумма роковых ошибок и стала причиной трагедии.
| |