|
4 октября 2010 года исполняется 115 лет со дня рождения Бастера Китона - выдающегося комика времен Великого немого, чье лишенное всяких эмоций лицо и уникальные трюки забавляли несколько поколений обожателей кино. Королем комедии, начиная с середины 10-х годов прошлого века, был неизменно Чаплин, герой которого вызывал и смех, и сочувствие. Но почетное серебро кинематографа эпохи «процветания» без сомнения принадлежало Китону.
Судьба мастера трюковой комедии определилась еще в младенчестве, когда партнер его отца - знаменитый американский иллюзионист Гарри Гудини , увидев, как 6-летний Джозеф Китон скатился с лестницы, не получив ни царапины, воскликнул: «My! What a buster!» («О боже! Ну и падение!»). Так актер приобрел свой звучный псевдоним. Маленький Бастер постоянно попадал в рискованные для жизни ситуации, и каждый раз выходил сухим из воды. Неудивительно, что большинство сложнопостановочных трюков в своих фильмах Китон выполнял сам.
С трех лет мальчик выступал вместе с родителями в шоу «Три Китона», где заботливые мама с папой кидали его друг другу словно мяч и бросали в публику. Сниматься в кино Бастер начал в 1917 году, после того, как его отец спился, и семейный балаган пришлось закрыть. Уже первый полнометражный фильм с участием Китона «Балда» (1920) превращает худощавого молодого человека ростом всего 1, 65 см. в кинозвезду. А на следующий год предприимчивый юноша открывает свою собственную компанию - «Buster Keaton Productions». 20-е годы стали самыми счастливыми и плодотворными в жизни Бастера Китона. Он пользовался неограниченной творческой свободой, будучи одновременно режиссером, сценаристом и исполнителем главных ролей в своих фильмах. Как актер он почти не играл. Индифферентное лицо было красноречивей любых актерских оценок, особенно в те моменты, когда его герой попадал в самые нелепые ситуации. Китон нашел себя в жанре эксцентрической пародии. Самые популярные его ленты были или пародиями на известные картины, или высмеивали целые жанровые направления. Так, один из самых известных фильмов актера «Три эпохи» (1923) высмеивал «Нетерпимость» Гриффита, фильм «Шерлок Холмс мл.» (1924) пародировал детективы, а комедия «Навигатор» (1925) - постановочные боевики.
С конца 20-х, когда актер пописал контракт с компанией MGM, он стал постепенно терять былую свободу, будучи зажатым в рамки твердого механизированного стиля производства. Поначалу комику еще удавалось достигнуть компромисса с продюсерами, чему доказательство его картина «Кинооператор» (1928) - одна из самых успешных в фильмографии Китона. Но, чувствуя, что студия пытается задушить его творческий потенциал, актер увлекся спиртным, и это увлечение росло до тех пор, пока Льюис Майер не решил избавиться от него. В 1935 году почти безработный разведенный алкоголик Китон угодил в психбольницу. Однако в 1937 студия MGM восстановила контракт с актером, правда его сумма была на порядок меньше, чем 10 лет назад. Китон снова был на экране, но звуковой кинематограф требовал новых героев, и былую популярность вернуть не удалось. В 1950 он сыграл самого себя в знаменитом фильме Билли Уайльдера «Бульвар Сансет» о забытых звездах кино. А в 1952 появился в фильме Чарльза Чаплина «Огни рампы». Но американцы не забыли смешного человека с грустными глазами. В 1960 году Бастер Китон был награжден почетным «Оскаром» за заслуги в киноискусстве. Спустя 6 лет великого комика не стало. А его щуплый герой, ловко переворачивающий верх дном все законы логики, по-прежнему смешит зрителей, открывающих для себя поразительный век немого кино.
| |