|
Производственный триллер и попытка написать объективную историю Чечни
Фикшн Мэтью Квирк. 500. - Спб.: Азбука, 2012 О чем: Майк, амбициозный студент-юрист с темным прошлым и туманным настоящим, поступает работать в крутейшую вашингтонскую лоббистскую фирму. Услуги этой фирмы стоят от 15 миллионов долларов и выше за один контракт, зато здесь точно знают все о ЛПР (Лицах, Принимающих Решения) и здесь умеют их убеждать. Кого правильными аргументами, кого шантажом, кого взяткой. Майк довольно быстро достигает успехов в сложном деле лоббизма, но потом из любопытства ввязывается в сложные интриги против своих же коллег.
Автор: изучал историю и литературу в Гарварде, потом работал в журнале The Atlantic. «500» - дебютный роман Квирка, но он уже переведен на 20 языков. Зачем читать: в принципе роман Квирка построен по классическому канону «производственного триллера» в стиле Джона Гришэма: молодой честолюбивый герой входит в большой и не очень честный бизнес. Интересен в первую очередь сам бизнес - лоббизм высочайшего уровня. Пишет Квирк довольно умело, хотя все время эксплуатирует один и тот же прием - сперва сообщает, что герой попал в неприятность, а потом погружается в длительный флешбэк. Цитата: «Неделька у меня выдалась долгая и весьма эксцентрическая, и, когда я стянул одежду, мое тело от головы до пят явило живой реестр моих приключений: на руках ожоги после пожара в Министерстве юстиции, на лице ссадины после разбивания машины, на шее раздвоенный рубец от тазера. Подвешивание вывихнуло мне плечи.
На груди пылал свежий след Драгомировой ручной работы. Уже заживающая, зашитая рана на бедре напоминала о той ночи, когда почти что на моих глазах Маркус расправился с Хаскинсом и Ириной, - казалось, это было год назад. Колено распухло - что-то с ним было не в порядке то ли после моих кувырканий в доме судьи, то ли после удара о дверцу "Вольво".
На ту же тему: Кристофер Бакли. Здесь курят. - СПб.: Азбука, 2011 Нон-фикшн Герман Садулаев. Прыжок волка. - М.: Альпина нон-фикшн, 2012 О чем: попытка написать объективную историю Чечни, уйдя от разнообразных идеологических штампов, от времен Хазарского каганата и вплоть до гибели Ахмада Кадырова. Текст не профессионального историка, а человека, которому очень хочется и самому разобраться в чеченской древности и современности, и поделиться с читателями.
Автор: российский писатель. В творчестве Садулаева есть два направления - в одном он описывает Чечню ("Я - чеченец!", "Шалинский рейд"), в другом сочиняет постмодернистскую офисную прозу ("Таблетка", "AD").
Зачем читать: Садулаев наполовину русский, наполовину чеченец, живет в Петербурге, был публично проклят Рамзаном Кадыровым. Собственно, он единственный, кто пытается рассказать российскому читателю о том, что происходит в Чечне, но при этом с чеченской стороны. Эту линию он продолжает и в "Прыжке волка". Садулаев пытается сломать образ чеченцев как нации, которая исключительно воюет, он рисует портреты гуманитариев и просветителей, впрочем, сам же описывает неудачи последних. Три факта, которые можно узнать из книги:
1. В конце Кавказской войны многие высокопоставленные чеченские вожди перешли на сторону Российской империи. Один из наибов Шамиля Дуба Джукаев стал русским генералом.
2. Между Кавказской и Гражданской войнами организованного сопротивления в Чечне практически не было. Немногочисленных абреков неизменно сдавали свои же. "Практически вся чеченская верхушка верою и правдою служила российской власти, получая взамен должности старшин, офицерские звания и режим наибольшего благоприятствования в частной и деловой жизни, в том числе право безнаказанно притеснять бедных соплеменников".
3. После Гражданской войны значительную часть земель терских казаков советская власть отдала чеченцам. После Великой Отечественной, наоборот, выслав чеченцев, заселила их земли терскими казаками.
На ту же тему: Алиса Ганиева. Салам тебе, Далгат! - М.: АСТ, 2010
| |