|
Какой он - архитектурный облик современной Москвы? Как менялся внешний облик города за многие десятилетия? Сегодня отмечается Всемирный день архитектуры.
Архитектура, говорят, - лицо города. Ирина Коробьина предпочитает другую метафору. Менее изысканную, более наглядную.
«Москва - это такое лоскутное одеяло. Древний Кремль с Дворцом Советов, который был построен при Хрущеве. Библиотека Ленина. Наш музей архитектуры - это усадьба Талызина. Перестроенный Военторг. Эта среда очень разнообразная, и в ней переплетены и время, и культура, и разные концепции», - поясняет директор Государственного Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина.
В одном только XX веке этих концепций, порой кардинально противоположных, было несколько.
«В 20-е годы были совершенно сумасшедшие идеи авангардных архитекторов. Идея знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье была снести всю Москву, оставив Кремль и то, что вокруг как музей под открытым небом, и на месте этой нашей неправильной Москвы, большой деревни, построить правильный город с регулярной сеткой улиц. В 30-е годы концепция кардинально поменялась. Это была репрезентативная сталинская архитектура, которая изображала благополучие. А в хрущевское время была идея о социалистическом строе, где все получали поровну: это типовая застройка», - продолжает Ирина Коробьина.
В наше время какой-то определённой архитектурной концепции нет, есть новые архитектурные решения. Здания - одно выше и причудливее другого, вырастают в столице, как грибы после дождя.
«Традиционная улица, привычная улица, в которой отсутствует какая-то внятная система отсчётов. Городу необходимы ориентиры. Городу необходимы сигналы, которые не только позволяют ориентироваться в городском пространстве, но и создают запоминающуюся картину города, запоминающийся силуэт», - рассказывает президент Союза архитекторов России Андрей Боков .
«Весёлый дом» на Новочеремушкинской улице, «Теремок» в 1-м Хвостовом переулке, «дом-утюг» у Киевского вокзала - фантазиям архитекторов нет предела. Помимо осуществлённых есть и те, которые пока остаются на бумаге.
Это Москва, которая могла бы быть. Вот Москва, которая есть. Площадь Тверской заставы - стройка, которую уже окрестили «бесконечной». Правда, что-то всё-таки построили. Бизнес-центр «Белая площадь» рядом с храмом Николы Чудотворца. Одни, говорят, «сочетание несочетаемого». Другие называют «удачным архитектурным решением».
«Здесь церковь реально поднялась, стала больше, на неё сфокусировано наше внимание. Она стала центром площади, хотя никогда им не была. Она заработала благодаря этим новым зданиями», - утверждает архитектурный критик Николай Малинин.
Но зачастую бывает, что тандем старого и нового не складывается. И чтобы что-то построить, нужно что-то разрушить. Светлана Немоляева - коренная москвичка. Она помнит и любит старую Москву. Боится, что скоро от неё мало что останется.
«У меня обливается просто сердце кровью. Я вот видела несколько лет назад, как тут в Брюсовом переулке стоял дом. Парадная была сделана дивными кариатидами. Вообще был очаровательный московский особняк. Я шла и вдруг вижу - стоит огромный бульдозер и эта безжалостная машина бьёт это. И я даже подошла к ребятам и говорю, ну неужели вам-то не жалко?» - тяжело вздыхает народная артистка РСФСР Светлана Немоляева.
Можно ли строить новую Москву, не разрушая старую? Всемирный день архитектуры - хороший повод задуматься об этом.
| |