|
Вице-спикер Госдумы 5‑го созыва Светлана Журова в 2007-2011 годах, помимо прочего, курировала и работу думского Комитета по физической культуре и спорту. Олимпийская чемпионка Турина отлично знает, с какими проблемами приходится сталкиваться депутатам, доводя до ума тот или иной законопроект.
- Если закон приняли за год - это достижение, - поясняет Журова. - Каждый проект должен пройти огромное количество комиссий, согласований. Плюс сама процедура принятия требует определенных временных рамок, которые надо выдерживать по регламенту. Часто необходимы отзывы правительства. А если есть и финансово-экономическое обоснование, то проблем становится в разы больше. Все-таки проекты, которые не касаются денег, проходят легче. Так что год - это действительно быстро. Бывает, что какие-то законопроекты проводят в авральном режиме, их ставят на первое место во всех повестках... Но это должно быть что-то горящее - из социальной или экономической сферы. А со спортом что у нас за год случится? Ничего. Вот закон о реестре спортивных объектов - подождет еще полгода, что с ним будет? Ладно, его в итоге приняли. А когда все затягивается на три-четыре года, на мой взгляд, начинается замыливание темы - слишком высока вероятность того, что законопроект или отзовут, или изменят до неузнаваемости.
ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ ТАК И НЕ ПРИНЯЛИ
Мы вспомнили самые обсуждаемые проекты по развитию спорта в стране за последние четыре года и попросили Светлану Журову рассказать, почему тот или иной закон (поправка или ряд поправок к закону) так и не были приняты.
ЗАКОНЫ О ДЕТСКОМ СПОРТЕ
Суть: введение ряда законопроектов и поправок к действующему законодательству, направленных на улучшение развития детского спорта.
КОММЕНТАРИЙ: - Частично развитие детского спорта регулируется в законе о спортивной подготовке. Но далеко не во всем, в чем хотелось бы. Тут у нас больше вопросов к Минспорту. Во-первых, оно до сих пор не урегулировало с Минобразования положение о детско-юношеских школах, которое не менялось с 70‑х годов. Доходит до таких глупостей, что в спортивных школах тренеры вынуждены составлять расписание по плану - 45 минут урок, потом 15 минут перемена. Но понятно же, что тренировка может идти и два часа! И идет. А в этом случае тренеры формально нарушают составленные ими же планы занятий, которые должны соответствовать старым нормам. Морально устарело и положение об училищах олимпийского резерва - его тоже надо кардинально обновить. Только после этих изменений думский комитет сможет нормально вести работу над законопроектами, направленными на развитие детского спорта.
ПОДДЕРЖКА СПОРТИВНЫХ ШКОЛ Суть: предоставление налоговых льгот организациям, оказывающим финансовую поддержку детско-юношеским спортивным школам.
КОММЕНТАРИЙ: - Этот законопроект лежит на полке, кажется, с 2005 года - его еще Фетисов вносил на рассмотрение. Он же, кстати, подразумевает и компенсации за переход детей из клуба в клуб. С каких только сторон мы не подходили к этому проекту. Как только ни пытались согласовать все с Минфином - тщетно. А отговорка такая: «Когда примут закон о меценатстве, тогда этот ваш закон вообще не нужен будет». Мол, не лезьте со своими местечковыми проектами, дождитесь глобальных изменений в законодательстве. Многие законы, кстати, еще и поэтому не проходят.
ОТМЕНА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ЗАЧЕТА
Суть: введение запрета на выступление одного спортсмена сразу за несколько регионов Российской Федерации.
КОММЕНТАРИЙ: - Было много разговоров о необходимости принятия этого законопроекта. Была и критика в его адрес со стороны известных тренеров. Но, на мой взгляд, в данном случае не обязательно менять законодательство - достаточно распоряжения Министерства спорта. Кстати, до сих пор в законе не отрегулировано введение компенсаций при переходе ребенка из клуба в клуб или из региона в регион. Но, на мой взгляд, мы все - одна страна. Надо отказываться от деления спортсменов на регионы - достаточно, что они представляют Россию. А с регионов спрашивать только за то, почему у них нет массовости, нет детского спорта. Но не за то, почему нет спортсменов мирового уровня. Учитывая, что далеко не везде есть такая инфраструктура для их подготовки, как в Москве или в Казани.
ЗАКОН О БОЛЕЛЬЩИКАХ
Суть: введение ответственности болельщиков за хулиганство на спортивных объектах во время матчей, обеспечение безопасности зрителей.
КОММЕНТАРИЙ: - Этот законопроект уже давно находится на рассмотрении. Было много разговоров - что и как надо менять в преддверии Сочи, чемпионата мира по футболу 2018 года. Возможно, последние события в Польше показали необходимость принятия дополнительных мер в этом плане. Первая волна обсуждения была после печальных событий на Манежной площади. Тогда были приняты подзаконные акты, которые решили эту задачу на уровне МВД, не трогая федеральное законодательство. Хотели посмотреть, будут ли принятые меры работать. Если нет - необходимо прорабатывать федеральный закон. Но инициатором в этом вопросе должен быть РФС. Мы, законодатели, можем, конечно, много чего придумать. Но по идее заниматься этим должны профессионалы и болельщицкое сообщество. Вспомните вопиющие случаи проявления экстремизма на трибунах. Во многих странах мира билеты не продают абы кому - требуют документы. И человека, который совершил правонарушение, легко вычислить по номеру его билета. Мы предложили - давайте сделаем так же, как за границей. На что болельщики сказали: нет, это нарушение наших конституционных прав. Мы, кстати, не раз встречались с ними и в Общественной палате, и в Министерстве спорта. Но к единому мнению не пришли. То есть понятно, что что-то надо делать, но пока этот вопрос не решен.
ЗАКОН О СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЯХ Суть: введение ответственности спортивных федераций за результаты спортсменов и развитие вида спорта в регионах.
Комментарий: - Этот законопроект планируется принять в ближайшее время. Сейчас у нас на спортивные федерации распространяется закон об общественных организациях, но, по сути, они выполняют роль государства по развитию спорта в стране. И спрос с них, естественно, должен быть куда больше. Но пока этот законопроект только выдвинут на рассмотрение, и в него еще будут вносить много поправок.
ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ ПРИНЯЛИ*
«Федеральный закон "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта" Суть: так называемый "Олимпийский закон" регулирует порядок финансирования и организации Игр на территории России. Кроме того, в нем прописаны нормы компенсации за изымаемую при строительстве объектов недвижимость и земельные участки.
КОММЕНТАРИЙ: - Поправок в Олимпийский закон вносилось великое множество, но теперь эта тема закрыта. Закон полностью соответствует международным нормам. Полтора года назад к нам впервые приехали юристы из ФИФА, чтобы обсудить, какие законодательные проекты нам будут необходимы при подготовке к чемпионату мира. Пока эта тема находится в разработке, и, думаю, первые законы - только дело времени. В случае с Сочи мы начали вносить предложения за шесть лет до события. То есть в этом году, мы должны увидеть первые плоды работы и в футбольном направлении.
Поправка к 94‑му закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Суть: поправка позволила осуществлять закупки инвентаря у зарубежных производителей в обход обязательных государственных тендеров.
КОММЕНТАРИЙ: - Раньше конкурс на экипировку могла выиграть компания, предоставляющая продукцию, совершенно не подходящую по качеству для спорта высших достижений. Грубо говоря, спортсмену нужно купить коньки, а государство ему покупает самые дешевые, а не самые лучшие. Теперь все заказы идут через единого поставщика, который действует не по тендеру, а удовлетворяет заявки федераций, сколько бы это ни стоило.
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона „О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Суть: закон впервые определил понятие допинга и меры административной ответственности за его употребление.
КОММЕНТАРИЙ: - Без шуток, но до появления этого закона все процедуры, связанные с борьбой с допингом, на территории Российской Федерации проводились практически незаконно. Потому что понятия „допинг" в нашем законодательстве просто-напросто не существовало. Мы также прописали в законе меры административной ответственности для тренеров, врачей и других лиц, склоняющих спортсменов к употреблению запрещенных препаратов. Шла речь даже об уголовной ответственности, но пока она существует только за использование стероидов, которые подпадают под статью нелегального оборота лекарственных средств.
5 ВОПРОСОВ „СОВЕТСКОГО СПОРТА" ДЕПУТАТАМ ГОСДУМЫ
? Почему Госдума не приглашает главу Минспорта с регулярными отчетами по конкретным проблемам, которые не решаются из-за прорех в законах, - чтобы штопать по факту?
? Закон о болельщиках мусолится, так почему нет депутатского запроса в РФС - чтобы в "Доме футбола» сами инициировали такой законопроект?
? Что сделано депутатами для того, чтобы проявления национализма на наших стадионах предельно жестко карались по закону?
? Есть ли у депутатов заинтересованность в том, чтобы барьер на пути коррупции в нашем футболе стал законно-бетонным?
? Хотят ли депутаты, чтобы федерации по олимпийским видам спорта имели право возглавлять лишь профессионалы в конкретных отраслях?
| |