|
Кишинев, 23 июня. Единственный порт Молдовы прекращает сотрудничество с турецкими коллегами. Теперь молдавские предприниматели будут работать в румынской Констанце. Корреспондент МТРК «Мир» Олеся Прокипюк узнала, выгодны ли им такие перемены.
Порт в устье Дуная остается единственный выход Молдовы к морю. Власти рассчитывали, что с его появлением большую часть грузов, проходящих через украинские порты, местные бизнесмены перенаправят в Молдову. Но пока желаемое не стало действительным. 90% предпринимателей по-прежнему предпочитают работать через города соседнего государства - Одессу и Ильичевск.
«Возможно, сейчас дела смогут взять новый положительный оборот. Но пока нас смущает работа таможенной службы, все операции там нужно проделать максимум за 12 часов. Дорога до порта очень плохая и нет железнодорожного сообщения с Кишиневом, по которому мы могли бы привозить свой товар в порт», - говорит председатель ассоциации работодателей предприятий легкой промышленности Федор Яковленко.
Эти и другие проблемы обсуждал министр экономики с бизнесменами. Чиновники пообещали, что через 3 месяца железная дорога к Джурджулештам будет достроена. А еще признали, что в Молдове нет специального закона, который регулирует деятельность порта. Из-за этого молдавская таможня берет дополнительные сборы, которых нет в других государствах. В последнее время объем услуг порта снизился на 40%.
«За услуги по перевозке через порты, в основном, Украины, мы ежегодно платим десятки миллионов долларов. С глубоким уважением отношусь к нашим соседям, но я бы хотел, чтобы развивалась и экономика Молдовы, чтобы портовые сборы мы платили операторам нашего порта, а не резидентам из Украины», - говорит министр экономики Валерий Лазар.
Руководство молдавского порта старается снизить свои тарифы. Из-за этого прекратили сотрудничество со Стамбулом, который был транзитной точкой для перевозки товаров. Теперь контейнеры в Джурджулешты будут отправлять и принимать только через румынскую Констанцу. Это значительно дешевле.
«Со следующей недели мы начнм работать с портом в Констанце. Были заключены контракты еще с тремя транспортными компаниями. Теперь их будет четыре, а не одна, как было раньше. У предпринимателей появится выбор, а конкуренция продиктует снижение цен», - говорит генеральный инвестор и оператор международного свободного порта «Джурджулешть» Томас Мозер.
И власти, и руководство порта ставят перед собой задачу достичь к следующему году половины оборота соседних по Дунаю украинских портов. Пока же потенциал товарного терминала из Молдовы развит слабо. Через порт вывозят зерновые и подсолнечное масло, а ввозят в основном нефтепродукты.
| |