|
Для того чтобы небольшим командам хватило денег на модные «зелёные» технологии, ФИА принуждает их экономить на всём остальном. Но конфликт может закончится вполне революционным образом.
Как это часто бывает в современном автоспорте (спросите у раллистов), Международная автомобильная федерация хотела как лучше, а получилось - как всегда. Технический регламент 2014 года предлагает использовать новый турбированный мотор V6 и сразу две системы рекуперации - одна почти повторит нынешнюю KERS, вторая позволит накапливать энергию от тепла выхлопных газов. ФИА считает: регламент будет благосклонно воспринят автомобильной промышленностью - та медленно, но верно разворачивается в сторону гибридных технологий. Кроме того, с точки зрения вездесущей экологии, правила-2014 на веки вечные закрепят за Формулой-1 имидж «зелёной» автосерии. Как мы все помним, турбо-мотор V6 - вариант во многом компромиссный. По первоначальному сценарию ФИА предлагала пересадить гонщиков Ф-1 на машины со скромными турбированными четырёхцилиндровыми рядными моторами. Идея была встречена без энтузиазма: «Феррари» не делает такие силовые агрегаты; промоутеры предположили, что болельщики не станут платить по EUR500 за сомнительное удовольствие услышать картинговый писк горе-двигателей; ТВ-аудитория, по мнению Берни, не смогла бы понять, почему вдруг гламурная Формула-1 по отдельным параметрам превратилась в Ф-3. ФИА дала задний ход, но взамен потребовала от команд проезжать по пит-лейн, используя заряд батарей - в полной тишине. За разработку новых двигателей засели четыре действующих поставщика - «Рено», «Мерседес», «Феррари» и «Косворт», об интересе к продукции заявил и известный прожектёр Формулы-1 Крейг Поллок, создавший фирму с аппетитным названием, которое на русский язык при желании можно транслитерировать как «Пюре». Насколько успешно обстоят дела у последних двух компаний, сказать сложно, но французы, немцы и итальянцы продвинулись довольно далеко - и сообща потратили на научно-исследовательскую работу уже полмиллиарда долларов США. По мере приближения сезона 2014 года команды обнаружили неприятную правду: всеобщее экологическое веселье будет оплачено из их карманов - совсем не бездонных. Сегодня двигатель и KERS обходится примерно в $15 млн. Сколько будут стоить силовые агрегаты в 2014-м, пока неизвестно, но пессимисты не исключают, что цена силовых агрегатов будет стремиться к $30 млн. Расходная часть бюджета «Заубера» колеблется на уровне $80-90 млн. - швейцарскому коллективу придётся очень тяжело. С командами вроде «Маруси», «ХРТ» и, вполне возможно, «Катерхэмом» можно будет смело прощаться. Смена эпох происходит в самый неблагоприятный момент для мировой финансовой системы. Трудолюбивая Греция устроила Евросоюзу Драхмагеддон, и ситуация лучше не становится. По сравнению с тучными сезонами середины двухтысячных, рынок потенциальных спонсорских денег в Ф-1 ужался на 20-30 % - на сотни миллионов долларов. $10-15 млн, которые потребуются на зелёные технологии, для Мониши Кальтенборн и её коллег будут совсем не лишними. На кого будет рассчитывать ФИА, если три, четыре а, в худшем случае, пять «частников» проследуют на выход из-за возросших затрат? Автопроизводители не горят желанием приходить в дорогую Ф-1. Когда затевалась история с турбированными моторами, ФИА очень рассчитывала на концерн PSA, выставлявший в Ле-Мане сильную команду автомобилей «Пежо». Но денег французской компании не хватило даже на эту серию - не говоря про охочую до чужих денег Королеву автоспорта. Многоликий «Фольксваген» со всеми своими марками, включая «Ауди» и «Порше», в Ф-1 тоже не спешит. Поразмыслив немного, функционеры Площади согласия придумали решение. Если участники упёрлись рогом в $10-15 млн (это, между прочим, 20-30 % годовых расходов самой ФИА), которые придётся дополнительно заплатить за новые моторы, то можно заставить их сэкономить на других вещах. Радикальные идеи по ограничению бюджетов Макса Мосли, отвергнутые командами в 2009-м году под крики «Диктатор!», внезапно приобрели второе дыхание. У принудительного сокращения расходов в Ф-1 есть немало критиков - включая «Ред Булл» и «Феррари». Команды Хорнера и Доменикали по этой причине расстались с куда более дружелюбной ассоциацией FOTA. Противники ограничений совершенно справедливо указывают на красноречивый факт: деньги в Формуле-1 может экономить умело составленный регламент. Благодаря ужесточению технический требований Федерации (8 двигателей на весь сезон) и «заморозке» моторов (спорной со спортивной точки зрения, но эффективной для экономии средств), а также из-за отмены тестов, коллективы снизили свои бюджеты на десятки миллионов долларов. В новейшей истории Формулы-1 двигатели никогда не стоили так дёшево. Ален Прост признался Дитеру Ренкену: в конце 90-х бюджет его команды не превышал $60 млн., 75% которых уходили на оплату силовых агрегатов. Француз предположил: с нынешними ценами на моторы его «конюшня» существовала бы и поныне. За то, что относительно крупные частные компании - вроде «Заубера» и «Уильямса» - пережили кризис 2008-2009, стоит благодарить именно недорогие силовые агрегаты. Лучший способ сэкономить деньги для команд - не вводить новый регламент в 2014-м. Но ФИА этот вариант не устраивает: три моторостроителя вложили в дело полмиллиарда долларов и будут сильно огорчены. Однако и альтернатива таит немало опасностей. В мае появились слухи: креативный менеджер Флавио Бриаторе планирует создать серию GP1. Изначально предполагалось: конкурирующий чемпионат окажется запасным вариантом в случае, если ФИА не станет подписывать Договор согласия. Но на прошлой ситуация стала интереснее: обозреватель журнала «Автоспорт» Марк Хьюз мимоходом отметил, что GP1 может использовать те самые атмосферные двигатели V8, которые в 2014-м должны торжественно уйти в историю. Теоретически, если отдельные команды окажутся недовольны возросшими тратами, в GP1 их будут ждать с распростёртыми объятиями. После всех размышлений становится очевидно, что радикальное экологическое изменение правил оказалось несколько преждевременным и совсем не учитывало всю сложность положения. Время искать компромиссы. Неплохое решение: ФИА могла бы допустить к участию в 2014-м команды, которым было бы позволено использовать старые моторы - как, например, для Toro Rosso в 2006-м. В любом случае, события вокруг регламента 2014 года обещают быть интересными.
| |