|
Белоруссия собирается создать несколько совместных холдингов с Россией в машиностроительной отрасли. Главной неожиданностью стало предложение включить российский «Ростсельмаш» в состав белорусского «Гомсельмаша». Также в рамках Единого экономического пространства могут быть объединены активы ГАЗа и МЗКТ, МАЗа и КамАЗа. Помимо этого предполагается создание российско-белорусских СП в военно-промышленном комплексе и создание на территории России предприятий по сбору белорусской техники
В пятницу в Минске первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко, выступая в парламенте, заявил, что Белоруссия считает необходимым создание альянсов с Россией в области промышленных активов. И эта работа сейчас активно ведется. Неожиданным стало предложение Владимира Семашко создать альянс «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша», причем речь идет о переходе российского производителя сельхозмашин под контроль более успешного белорусского предприятия. Правда, не за деньги. «Деньгами не пахнет, идет речь о холдинговой компании, передаче ей пакета акций», - сказал первый вице-премьер. По словам Семашко, предложение о создании альянса двух сельхозпроизводителей исходит от Белоруссии. Задача объединения двух компаний - помочь белорусской и российской сторонам избежать ненужной конкуренции и вести согласованную политику. «"Ростсельмаш" и "Гомсельмаш" производят однотипную продукцию, близкую по характеристикам», - сказал он. Комментируя проблемы у «Ростсельмаша» и остановку конвейера (предприятие было остановлено в средине мая) Семашко заявил, что объединение выгодно для Белоруссии. «То, что "Ростсельмаш" стоит, плохо для него: это повлияет на рыночную оценку», - сказал чиновник. - Центр компетенции мы предлагаем сделать в Белоруссии, так как «Гомсельмаш» находится впереди". Действительно, «Гомсельмаш» - крупнейшее в СНГ предприятие по производству сельскохозяйственной техники. «Гомсельмаш» выпускает не отдельные машины, а модельные ряды агрегатов различного назначения, что позволяет обеспечить техникой от одного производителя все процессы - от обработки почвы и посева до уборки урожая. Основные заводы компании «Гомсельмаш» расположены в Гомеле - административном центре юго-востока Белоруссии, втором по численности населения и экономическому значению городе страны. В Брянске и в Татарстане работают совместные белорусско-российские предприятия, производящие в кооперации с «Гомсельмашем» кормоуборочные и зерноуборочные комбайны. Кроме основной продукции, ПО «Гомсельмаш» производит запасные части ко всем выпускаемым машинам и осуществляет их ремонт. С точки зрения белорусского правительства, «Гомсельмашу» и «Ростсельмашу» сегодня нет необходимости конкурировать на рынке. Тем более что оба предприятия производят одну продукцию (в частности - зерноуборочные комбайны). Первый вице-премьер Белоруссии добавил, что «В общих условиях работы необходимо думать о таких предприятиях, как "Гомсельмаш" и "Ростсельмаш", МЗКТ и ГАЗ, КамАЗ и МАЗ. Есть предложения по участию в акционерном капитале Гомельского химзавода и "ГродноАзот", на которых планируется строительство нового азотного комплекса стоимостью более $1 млрд». Кроме холдингов с участием российских активов Белоруссия планирует до конца 2012 года создать за рубежом 14 сборочных производств. По словам Семашко, восемь из них будут в России. Остальные расположатся на Украине, в Молдавии, Сербии и Таджикистане. В Белоруссии же в этом году планируется создать 16 промышленных холдингов, четыре из них уже созданы. «В настоящее время в государственном реестре числится 45 холдингов, из них 20 - с государственным участием», - сказал первый вице-премьер. «Это нормальная стратегия развития для страны, которая после распада СССР осталась с явно избыточным для нее промышленным потенциалом, - считает белорусский финансовый аналитик Антон Платов. - У страны есть технологии, квалифицированные кадры, налаженные технологические цепочки, действующие предприятия. И хотя они значительно устарели, себестоимость производства низкая, во многом из-за мизерных зарплат и сверхдешевых российских энергоносителей. А вот денег остро не хватает - мало кто в мире готов инвестировать в социализм по образцу Лукашенко, да и он не любит делиться собственностью с инвесторами». Так что создание промышленных альянсов - это, по словам Платова, для белорусского руководства одна из форм привлечь капиталы и освежить технологии. «Не отдавая контроль над активами», - подчеркивает эксперт. Также Владимир Семашко заявил о достижении договоренности с Россией по принципам создания холдинга «РосБелавто» - давнишнего проекта объединения производителей тяжелых грузовиков. «Российское государство в лице "Ростехнологий" владеет 49,9% акций КамАЗа. Белоруссия - 100% акциями МАЗа. Чтобы была паритетность управления холдингом "РосБелавто", расчеты показывают, что если КамАЗ внесет 49% принадлежащих государству акций, то МАЗу нужно вносить 75%, исходя из произведенной оценки», - заявил Семашко. По его словам, белорусские власти хотят сохранить влияние - оставить 25% плюс 1 акция за правительством, а 75% минус 1 акция - отдать холдингу. Тогда, по мнению министра, будет паритетность, и «никто не будет ущемлен. Мы сделали предложение российской стороне и получили согласие». Семашко сказал, что, в соответствии с оценкой рыночной стоимости активов, произведенной компанией Ernst&Young, стоимость КамАЗа составляет $1,6 млрд, МАЗа - $1,1 млрд. По словам первого вице-премьера, после обсуждения данной оценки участники проекта с ней согласились. Штаб-квартира холдинга будет размещаться в Москве. О том, что Россия и Белоруссия достигли согласия по принципам формирования холдинга МАЗ - КамАЗ, первой сообщила пресс-служба президента Белоруссии 21 июня. Генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин в кулуарах Петербургского международного экономического форума заявил, что минимальный оборот холдинга с МАЗом может составить до семи миллиардов евро. Российская госкорпорация «Ростехнологии» предложила правительству Белоруссии объединить КамАЗ и Минский автомобильный завод (МАЗ) в феврале 2011-го. Тогда россияне хотели обменять часть акций КамАЗа на 100% МАЗа. Но белорусские власти предлагали создать холдинг, в который будут переданы по 49% акций КамАЗа и МАЗа. Сегодня «Ростехнологиям» принадлежит 49,9% акций КамАЗа. Еще 27,3% ценных бумаг производителя контролирует инвесткомпания «Тройка Диалог», 11% - немецкий концерн Daimler. Также в пятницу председатель Госкомвоенпрома Белоруссии Сергей Гурулев заявил о планах создания белорусско-российских предприятий в военной промышленности. «Мы прекрасно понимаем, что специфика нашего производства, разработок, такова, что большинство их завязано на российский рынок. Экономические условия, нормативно-правовая база позволяют, мы ведем переговоры со многими российскими корпорациями», - заявил Гурулев. В списке белорусских предприятий, которые могут участвовать в объединениях, по словам Гурулова, есть МЗКТ (Минский завод колесных тягачей) и 558-й авиаремонтный завод. Говоря о механизмах объединения потенциалов военно-промышленных комплексов Белоруссии и России, и перспективах обмена акциями предприятий, Гурулев сказал: «Это - формы работы самих хозяйствующих субъектов, Госкомвоенпром вырабатывает стратегию. И это объединение нам интересно».
Автор: Денис Лавникевич (Минск)
| |