|
Всемирно известный режиссер Даниэле Финце Паска представил свой новый спектакль на сцене Мариинского театра. Для Мариинского театра это уже вторая постановка режиссера. В прошлом сезоне он поставил на сцене прославленного театра «Аиду»
На сей раз режиссер вместе с маэстро Валерием Гергиевым обратились к произведению, для театра, в общем-то, не предназначенному - «Реквиему» Верди. С подробностями - культурный обозреватель радио «Вести ФМ» Анна Кочарова.
Театрализованное представление заупокойной мессы. Необычную трактовку «Реквиема» Верди, который традиционно звучит на концертных площадках, специально для Мариинского театра придумал знаменитый режиссер Даниэле Финци Паска. Впрочем, отмечает дирижер и руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, появление такого спектакля вполне естественно.
«Необычно видеть в театре постановку на музыку "Реквиема" Верди. Но с другой стороны, часто об этом произведении говорят как о лучшей опере Верди. И это не каламбур. Величие этого полотна поражает, и его оперность зовет. Характеры почти театральные, поэтому никого не должно удивлять такое обращение театра», - полагает Гергиев.
Даниэле Финци Паска, работы которого всегда удивительны и проникновенны, посвятил спектакль театру вообще и Мариинскому театру в частности.
«Корабли и театры - это очень странные организмы. Не всегда понятно, к какому миру они принадлежат. Так же как и люди, их населяющие: кажется, они близки к раю», - говорит Даниэле Финци Паска.
«Реквием» Верди в интерпретации Паски населяют люди (хор и солисты). По замыслу авторов, это представители разных сословий начала ХХ века, конечно же, ангелы и ребенок. Девочка, для которой режиссер придумал безмолвную роль, присутствует на сцене в течение всего спектакля. Именно она и становится главной героиней, помогая и артистам на сцене в буквальном смысле прозреть, потому что половину спектакля хористы передвигаются с завязанными глазами, а зрителям в зале иначе относится к теме смерти, рассказывает художник и соавтор спектакля Жан Рабасс.
«Мы хотели наполнить этот спектакль какой-то магией. И конечно, передать духовную суть этого "Реквиема" через поэтику и какую-то магию, сделать это все с помощью довольно простых сценических эффектов. Но, как это часто бывает, самые простые эффекты довольно сложно придумать и воплотить», - говорит Рабасс.
Удивительные системы зеркальных отражений, благодаря которым ангелы порхают практически на небе, девочка, парящая над сценой на шаре, - эти приемы, по словам создателей спектакля, стары как мир, или как театр, но на зрителя производят огромное впечатление. Впрочем, Валерий Гергиев говорит, что такой необычный спектакль непросто воплотить на сцене.
«Этот спектакль стал еще одним испытанием нашего огромного технического комплекса, потому что необычно видеть летающие шары, огромные зеркала, которые почти ходят по сцене. Это много нервов, усилий», - рассказывает Гергиев.
Кому-то новый спектакль Паски может напомнить его знаменитые цирковые постановки. Но в оперном театре такой эксперимент - редкость. Создатели старались сделать «Реквием» легким, в чем-то ироничным и, главное, обнадеживающим - ведь как иначе можно говорить со зрителем о смерти?
| |