|
Главное внимание в конкурсе 34 ММКФ обращает на себя фильм Андрея Прошкина «Орда» с Максимом Сухановым в главной роли. Картина рассказывает о митрополите Алексии, в середине XIV века отправившемся в Золотую Орду.
Первая часть ленты погружает нас в быт средневековой Орды: ради ханства брат убивает брата, а пленным русским отрубают головы. Внезапно слепнет мать правителя. Помощь местных колдунов не принесла результатов - и хан отправляет гонцов в Московское княжество: по слухам, митрополит Алексий творит чудеса.
Плата за его услугу велика: поможет - не будет войны, не сумеет - сожгут всё дотла. Но молитва не помогает - и целителя с позором изгоняют. Однако он возвращается в Орду - уже в качестве невольника - и принимает на себя мученические страдания.
«Для меня очень ценно во всей этой истории то, что речь здесь идет прежде всего о гражданском поступке моего персонажа, - говорит исполнитель главной роли Максим Суханов. - Орда существует внутри каждого человека, но никогда никакие низкие энергии не смогут победить то, что мы можем назвать душевными, тонкими энергиями».
По словам выдающегося кинодраматурга Юрия Арабова, написавшего сценарий фильма, эта картина - о четырех вещах: «О жертве; о слабости, которая переламывает силу; о том, что Бог не принимает заказы на чудо; и о том, что Зло самоистребимо». «Моя тема - жертвы, которые меняют ход истории», - говорит он и формулирует центральную идею «Орды»: «Это картина о хождении интеллигента во власть. Очень современная. Неужели это непонятно?!.» Также Арабов объясняет, почему в последние годы так часто на российском экране появляются деятели церкви (вспомним хотя бы фильмы «Царь», «Поп», телесериал «Раскол»): «Сейчас власть судорожно ищет некие идеологические основания для самой себя. И эти искания упираются в церковь». Но для самого сценариста «самым главным было то, что не в Силе Бог, а в Правде».
Режиссер фильма Андрей Прошкин в свою очередь выступает против навязываемых ленте «идеологических жупелов»: «Мы снимали картину о том, что Бог - есть. Мы снимали про это ощущение Бога». И отвергает прозвучавшие на пресс-конференции обвинения в излишнем натурализме: «Таков язык фильма». Говоря об исторической основе «Орды», Прошкин замечает, что все основные персонажи реальны. Вопросы достоверности, конечно, могут возникнуть к художественному решению картины, но тут ее авторов выручает то, что о рассказываемом периоде и о Золотой Орде известно не так-то и много. «Мы снимали миф, а не прямую историческую картину», - рассказывает режиссер, искавший вместе со своей группой образ этакого «марсианского» города, при создании которого художникам позволялось быть не только реалистами, но и активно подключать фантазию.
Андрей Прошкин, которому в этом году исполнится 43 года, дебютировал в кино десять лет назад фильмом «Спартак и Калашников». После этого он поставил такие картины как «Игры мотыльков», «Солдатский декамерон», «Миннесота». Вот уже год он является председателем «КиноСоюза», противопоставляющего себя Союзу кинематографисту, возглавляемому Никитой Михалковым (Михалков также является президентом ММКФ). На счету Юрия Арабова - сценарии к фильмам Александра Сокурова (в том числе и «Фауста»), а также, среди прочего, сценарий фильма «Чудо», поставленного отцом Андрея Прошкина - Александром Прошкиным; эта картина участвовала в конкурсе Московского кинофестиваля три года назад. А предыдущей крупной киноролью Максима Суханова был Борис Годунов в одноименной работе Владимира Мирзоева.
Премьера «Орды» на ММКФ пройдет вечером 24 июня. В прокате картина должна появиться осенью.
| |