|
На Московском кинофестивале в рамках программы «Гала-премьеры» показали новый фильм Виталия Мельникова «Поклонница» - страницы из жизни Антона Чехова. Классика мировой литературы сыграл Кирилл Пирогов.
Знаменитый писатель А.П.Чехов знакомится в кругу друзей с молодой писательницей Лидией Авиловой, написавшей пока всего несколько рассказов. С первого взгляда он разгадывает в ней родственную душу и начинает вести проникновенные разговоры - но девушка, оказывается, замужем и имеет ребенка. Дальнейшие их встречи мимолетны, но каждая лишь доказывает: эти двое любят друг друга. Только жаль, что встретились они так поздно: существующий муж развода не допустит.
Виталий Мельников - заслуженный наш режиссер, вошедший в историю отечественного кино картинами «Начальник Чукотки» и «Старший сын», а в последние годы снимавший про императоров («Царевич Алексей», «Бедный, бедный Павел»). Ему 84 года - с одной стороны это гарантирует, что фильм не впадет в ужасающую пошлость, но с другой позволяет вспомнить цоевскую строчку «Ты выглядишь так несовременно» (хотя и пел тот ее по иному поводу). «Поклонница» - особо в первой своей половине - напоминает представление в детском саду, разыгранное силами народных и заслуженных артистов (Табаков, Крючкова, Девотченко, Кирилл Пирогов в главной роли): столь наивен порой взгляд художника.
«Старомодная» манера сказывается во всем - и в построении кадра, и в сказанных по сценарию словах, и в работе с теми же актерами. Это, конечно, не упрек - но и похвалой назвать трудно. Целевая аудитория - интеллигенция и пенсионеры - эту работу мастера, безусловно, поддержит, тем более что про Чехова не каждый год у нас фильмы выходят. Но широкие массы картину, скорее всего, не заметят - даже когда ее начнут показывать по ТВ на соответствующие даты. Мельников снял славное кино - но совершенно «мимо кассы». Оно не то чтобы скучное - скорее неспешное, и хотя в финале эмоция от него в целом образуется положительная, назвать «Поклонницу» настоящей удачей, будучи честным, нельзя. Неплохой фильм, но не более.
Однако вот какая странность. Воссоздавая эпоху в деталях интерьера (тут он мастер, отдадим ему должное), Мельников как будто бы совершенно не обращает внимания на элементарные нюансы с датами. Фильм открывается сценой, в которой Станиславский и актеры будущего МХТ репетируют «Чайку». Прямо от них Чехов отправляется в Петербург, где впервые встречается с Авиловой. Между ними разворачивается диалог, позднее вкладываемый писателем в уста Тригорина и Нины. На протяжении дальнейших полутора часов Чехов то приезжает, то уезжает; его платоническая возлюбленная рожает тем временем от мужа еще двух детишек. «Чайка» меж тем так и недописана. Речь о ее премьере в Александринском театре заходит уже тогда, когда все дети активно бегают. Спектакль прошел ужасно, Чехов слег с обострением болезни, Лидия Алексеевна за ним ухаживает. Выздоровление совпадает с известием об успешной постановке в МХТ. Чехов возвращается в Москву поздравить друзей, а оттуда собирается заграницу - где вскоре и умирает... Для тех, кто знаком с жизнью и творчеством классика хотя бы на «четверку», подобная сжатость в хронологии выглядит, согласитесь, странновато. Не надо даже залезать в «Википедию», чтобы разглядеть здесь очевидные несостыковки. Ну а если все же залезть - тогда можно увидеть, что на самом деле Авилова была младше Чехова всего на четыре года. Впрочем, то, что в фильме ее играет актриса Светлана Иванова (разница с Пироговым в 12 лет), - как раз самый понятный и естественный «ляп»: так в кино бывает практически всегда.
Но как не язви над фильмом, нельзя не признать, что таких картин сейчас в российском кино крайне мало. При всех своих недостатках, это все-таки образец достойного кинематографа. Да, не всё получилось - но авторы хотя бы ни покривили душой и были искренни в своих стремлениях. Это редкость.
| |