|
Он снимал только то, что ему интересно. И все 8 картин стали классикой. У легендарного режиссера, сценариста и педагога Марлена Хуциева 4 октября - юбилей. Ему - 85. С днем рождения Марлена Мартыновича поздравили президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин.
Он - не профессионал, если считать таковыми тех, кто способен поставить на экране даже телефонный справочник. Марлен Хуциев на площадке не снимает. Он творит. Причем только то, что чувствует, и то, во что верит. Его жизненное кредо просто. «Надо жить и выполнять свои обязанности - делать то, что ты должен», - говорит мастер.
Всю жизнь он так и поступал. В его активе - лишь 8 картин, но каких! Уже первый игровой фильм «Весна на заречной улице» стал откровением для зрителей. Он был закончен в 56-м, в год XX съезда и стал одним из символов «оттепели». То был принципиально новый киноязык. На смену плакатному, пропагандистскому сталинскому кино на экраны пришел скромный коммунальный быт, негромкая музыка, ребята с гитарами. Но главное - это было кино про обычных людей, которые умели думать, страдать, влюбляться.
Этот новый стиль родился естественно. Режиссер и его товарищи по ВГИКу снимали то, что видели вокруг себя. Иначе не мыслили. «Мы жили в общежитии на Лосинке и были полностью погружены в реальную жизнь, - рассказывает президент Гилдии кинорежиссеров России, народный артист СССР, кинорежиссер Марлен Хуциев. - Мы ездили на обычных трамваях и все это видели».
Фильмы Марлена Хуциева удивительно искренни. Он - глубокий лирик и романтик, прохладно относящийся к прагматикам и карьеристам. Его любимые киногерои - скромные труженики. Именно таков сталевар Саша из «Весны на Заречной улице» или типографский инженер Лена из «Июльского дождя». «К несчастью, из нашего кино ушел человек труда, тот, кто кормит всех, - отмечает Марлен Хуциев. - Душами овладела корысть».
Кадры из фильмов Марлена Хуциева врезаются в память. Чего стоит хотя бы вечер поэтов из «Заставы Ильича». Ушли Вознесенский, Окуджава, а на знаменитых кадрах Хуциев сохранил их молодыми и вдохновенными.
Режиссеры часто ревниво относятся друг к другу. Но уникальному таланту Марлена Хуциева отдают должное все. «Он - удивительный режиссер, - говорит председатель Союза кинематографистов России, народный артист России Никита Михалков . - Он должен снимать. Все остальное - пустое».
Именно Марлен Хуциев открыл для советского кино такие имена как Василий Шукшин, Нина Иванова, Евгения Уралова. Своих актеров, хотя и снимает их лишь однажды, режиссер всегда нежно любит. Они платят ему тем же.
В свои 85 Марлен Хуциев по-прежнему бодр и увлечен работой. Говорит, что сил и здоровья ему придает картина, над которой он трудится не первый год. Фильм называется «Невечерняя». В ней Толстой и Чехов навещают друг друга во время болезни. Закончить картину пока не удается. Проблемы с финансированием. Но автор верит, что все получится.
Сергей Эйзенштейн говорил, что главное качество режиссера - здоровье. Марлен Хуциев от себя добавляет: еще и терпение. Ни того, ни другого ему не занимать.
| |