|
России следует активизировать сотрудничество со странами АТЭС - одной из самых мощных экономических систем мира, несмотря на бюрократические препоны для частных инвестиций и опасения по поводу мощи Китая.
К такому выводу пришли участники «круглого стола» «Экономика Азиатско-Тихоокеанского региона», прошедшего в субботу в рамках ПМЭФ-2012.
Нарастание кризисных явлений в еврозоне, ресурсный потенциал России, потребности быстроразвивающихся экономик Китая и Индии с их растущим потреблением, будут способствовать более тесным связям РФ со странами АТЭС, полагают участники дискуссии. Для привлечения инвесторов в такие проекты необходимо включение механизмов государственно-частного партнерства.
Реализовать возможности России мешают ее давние проблемы: волокита, неразвитая инфраструктура, качество трудовых ресурсов.
Самой АТЭС тоже стоит более четко прописать свои цели и принципы работы - по аналогии с ЕС, считают участники диспута.
КИТАЙ: РОСТ ПОД ВОПРОСОМ?
Очевидно, что главным партнером России в регионе АТЭС может быть Китай, с его огромным населением, потреблением и амбициями, а весь Азиатско-Тихоокеанский регион через пару десятков лет станет лидирующим в мировой экономике, считает экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.
«Я уверен в том, что в ближайшие 20 лет этот регион станет основным из-за увеличения доли Китая и более высоких темпов роста этой экономики по сравнению с другими регионами мира», - сказал Кудрин.
С ним согласен и главный исполнительный директор Goldman Sachs Asset Management Джим О'Нил. «То, как развивается Китай, несравнимо с тем, как развивался весь мир последние десятилетия. Китай очень интересен всем. Там каждые 2,5 недели создается новая Греция», - сказал он.
У Китая есть еще одно немаловажное преимущество - высокая трудоспособность населения.
«В Китае мужчины меньше пьют и больше зарабатывают, и окитаивание части РФ выглядит вполне естественно», - отметил глава ВТБ Андрей Костин. И добавил, что пока многие россияне живут по принципу: «Любить так любить, гулять так гулять, украсть так украсть».
Но и в этой стране есть свои проблемы, порожденные, в частности, долголетней демографической политикой, направленной на рождение в семье лишь одного ребенка.
«Такая политика в последние 30 лет привела к нехватке трудовых ресурсов, каждый должен содержать четырех человек. Им требуется 2 миллиона новых работников, и экспорт уже не так выгоден, ожидания уже не так амбициозны», - сказал главный исполнительный директор южнокорейской Hyundai Energy and Resources Бон-Джин Янг.
СВОЯ ИГРА
России следует выстроить грамотную иерархию приоритетов в АТР, нельзя распыляться по всем проектам одновременно, считает председатель Делового консультативного совета АТЭС, глава группы «Сумма» Зиявудин Магомедов.
«Россия пока только обретает свой голос в этом регионе в силу объективных причин. Если в Европу у нас есть окно российских портов, то в АТР пока - только маленькая форточка. У России протяженная общая граница и значительная торговля с КНР, тогда как с остальными странами сотрудничество только налаживается. Необходимо расширять сотрудничество с другими странами региона, развивая наш Дальний Восток и в особенности его транспортную составляющую. Наша стратегическая задача - связать населенные регионы с АТР. Группа "Сумма" будет инвестировать в развитие Владивостокского порта и развитие его железнодорожного сообщения с другими регионами России», - сказал Магомедов.
Кудрин также остановился на российском Дальнем Востоке, развитию которого, по его мнению, препятствует позиция власти по ограничению притока иностранных инвестиций в этот регион.
«Нам нужно смелее создавать совместные предприятия, смелее разрабатывать месторождения, добиваться переработки на этой территории природных ресурсов, как возобновляемых, так и невозобновляемых», - сказал экс-глава Минфина, добавив, что необходимо создать понятные правила для этого региона и тогда активность инвесторов в нем существенно повысится.
ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ
Частный капитал необходимо допустить в развитие инфраструктуры, убежден Кудрин. «В условиях ее полной доступности для всех это будет означать, что доходы от ее использования будут идти собственнику, а доступна она должна быть для всех», - сказал он, приведя в пример прокладку дорог и создание прочей инфраструктуры для разработки месторождений, что вполне можно делать за счет частных средств.
Сегодня Россия экспортирует 25-27 миллионов тонн зерна в год, однако уже к 2020 году этот показатель может дойти до 40 миллионов тонн, полагает предсовдира «Суммы», основного претендента на допэмиссию государственного ОАО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК).
«Для этого необходимо развитие экспортной инфраструктуры - в первую очередь строительство элеваторов и зерновых терминалов на Дальнем Востоке, расшитие узких мест на подъездах к портам для организации эффективного экспорта», - пояснил Магомедов.
Как считает Костин, реализовывать эти проекты не обязательно за счет госсредств, властям достаточно поддержать проект и встроить в него механизм государственно-частного партнерства, например, гарантии. В любом случае, это выгодно и бюджету, который получит средства в виде налогов.
«Надо не госсредства инвестировать, а встраивать механизм ГЧП в проекты, инвесторы зарабатывают на концессии. Нужно обязательство государства поддерживать проект», - пояснил Костин.
БЮРОКРАТИЯ - ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗ
Инвесторов также настораживает и гигантские объемы бумажной документации, и скорость согласования проектов в России.
Как рассказал главный исполнительный директор Alcoa Клаус Кляйнфельд, его компания инвестировала 1 миллиард долларов в проекты в РФ, построив два завода, на которых работает 5 тысяч сотрудников.
«Мы столкнулись с рядом административных барьеров: я много раз жаловался Кудрину на объемы бумаг, физических копий, но сейчас половина оборота уже идет электронном виде, в следующем году будет 90%», - сказал он.
У компании Hyundai на открытие офиса в России ушло 2,5 месяца, что непомерно долго, добавил Бон-Джин Янг.
Анна Граник, ПРАЙМ
| |