|
Саксофонист Арно Руане: «Ломайте стереотипы в самих себе!»
...Садовое кольцо умерло, полный автопаралич: в парке Горького массовые гулянья. В первый раз здесь «дают» знаменитый уже на весь мир французский Праздник музыки. Суть его отлична от нашей попсовой ментальности: внутренняя свобода в игре и в восприятии.
По отношению к аудитории парка французское «Трио д’ан ба», певец с гавайской гитарой Тома Ферсен и электророковая группа «Oh La La!» и вправду смотрелись несколько неформатно. Ибо предлагали тонкую, незаезженную импровизацию, которая к тому же требовала от вас, как от зрителя, расшифровки, подробного вслушивания... Куда проще, конечно, было пойти к соседней эстраде и просто трясти головой в такт хип-хопу. Еще одна особенность: на исполнителей новой французской музыки очень важно смотреть, их существование на сцене, этот самый театр индивидуальностей - 50% всего дела, на записи (или на стадионе) всё это уйдет. Но своя публика у французов нашлась.
А ведь природа обаяния у каждой команды разная. Взгляните на того же Ферсена: чуть небрежно надетый черный костюм, откровенное балалаечное бренчание на маленькой гитаре, поэтическая скороговорка, «выплюнутая» в микрофон, потом красивое соло кого-нибудь из его оркестра, скажем, скрипачки Вероник Мафар... Он просто колет своей назойливой любовью, выводя в воображении галерею роковых черных женщин. Это отпетый Бодлер, романтик, неврастеник, приносящий себя в жертву на фатальном ложе любви: «Я всю, от черных кос до благородных ног, тебя любить бы мог, обожествлять бы мог...».
Совсем иные «О Ла Ла!», аристократы-гопники, великолепная четверка (Наташа Лежен, Клеман Фонио, Вириан Сэй, Антуан Буатель), легко сквозь себя пропускающие стили от ретро 80-х, от откровенного диско до грув-метал и прочей «тяжести»: их стиль - быть нежными в брутальном, они вроде побуждают к бешеному танцу, а при этом одним аккордом переворачивают мир... Ну и особое явление - «Трио д’ан ба» (Арно Руане, Самюэль Бурий, Иоанн Шейдт). Когда босой Шейдт шпарит на ударных, затем, подходя к микрофону, чтобы напеть любимый шлягер, в тот же момент Руане откладывает саксофон, берет мегафон и подпевает ему казенно-картонным голосом... Тут всё: самоирония, политический памфлет, любовная интрига, мизансцены в рамках одной песни...
Бегу на пару слов к Арно Руане.
- Музыка способна объединять людей?
- Ну, во-первых, она уже объединяет тех, кто ее играет. У нас троих совершенно особое существование на сцене. У вас есть понятие «группы», но нет понятия «команды», верно? Мы - именно команда, где нет явного лидера. Каждый может предложить не только свою композицию, но и целое направление, свою эстетику, свою философию. А мы уж все вместе рассмотрим - стоит это делать или нет.
- Погодите, но так сложно существовать вместе...
- Однако это происходит уже 15 лет. Есть множество вопросов, до которых мы бы не додумались поодиночке, а вместе само приходит решение. В основе всего - внутренняя демократия. Первый закон - внимательно друг друга слушать...
- Это чувствуется по той степени сценической импровизации.
- Ну, разумеется, есть «список» тем, от которых мы решили оттолкнуться на концерте. А вот дальше - полная неизвестность, которая так вдохновляет. И тут очень важна экспрессия, максимальное самовыражение. Мы становимся в этот момент как дети. Ударяем в кастрюли, хватаем пластиковые бутылки...
- Каждый предлагает свою эстетику. А не подминают ли под себя законы попсы?
- Что есть попса?
- Такое негативное восприятие рыночного узкоформатного музыкального продукта, делающего из людей дегенератов.
- Франция не Америка, в ней всё это не столь сильно ощущается. Но если говорить в широком смысле, то, разумеется, со стереотипами надо бороться. Поэтому мы убираем рамки, привнося в природу джаза и толику театра, и арта, и...
Французский Праздник музыки прошел еще в 12 российских городах. А в Москве из "русской составляющей" выступили многие классические музыканты, те же исполнители французской песни Александр Аванесов, Александр Осипов и Роман Киселев...
| |