|
Юлия Тимошенко давно превратилась в символ. По законам геральдики ее следовало бы поместить на национальный герб.
Если следить за украинскими событиями по лентам новостей, то складывается ощущение, что вся страна живет только судом по делу Юлии Тимошенко. Журналисты информационных агентств старательно изучают ее меню, «квартирно-камерные условия» и биографию судей. Эксперты разбирают на винтики позицию прокуратуры и адвокатов. Дипломаты из всех сколь бы то значимых столиц ратуют за ее освобождение. Комментаторы состязаются в остроумии, пытаясь придумать что-то оригинальное по поводу противостояния между ЮВТ и официальным Киевом.
Это уже даже не смешно. Юлия Тимошенко умудрилась стать альфой и омегой украинской политической кухни. Даже чемпионат Европы по футболу интересен не столько результатами матчей, сколько тем, приедут ли на зрительские трибуны высокие европейские гости. Те самые, что заявили о недопустимости политических репрессий на Украине.
Безыдейность украинской политики всегда щедро компенсировалась персонификацией. Здесь почти никогда не голосовали за политические программы, предпочитая по древнему обычаю кричать «Любо!» или «Долой!». Холодного европейского рационалиста из массового украинского избирателя так и не получилось - он продолжает относиться к политику как к члену семьи. Потому что только члену семьи принято прощать то, чего нельзя прощать наемному менеджеру.
Эта короткая память творит чудеса с украинским избирателем. Он не просто встречает политиков по одежке - он еще и провожает их по ней же. Ум и профессионализм никого не интересует. В итоге двадцать лет украинской независимости напоминают плохой сериал, в котором из серии в серию меняются только декорации. В украинском случае они попросту ветшают.
Наверняка, каждый из тех, кому небезразличен финал уголовного дела против экс-премьер-министра, наполняет происходящее свои собственным смыслом. И для одних освобождение Юлии Тимошенко будет символизировать возврат страны на «европейские рельсы», а для других - поражение «пророссийской повестки». Но ведь на самом деле возврат Тимошенко в политику совсем не обязательно удовлетворит ожидания какой-либо из групп. Вполне возможно, что ее первая речь на свободе похоронит те самые ореолы «святости» и «демоничности», которыми ее сегодня наделяют. И она снова станет обычным человеком.
Но это случится не сейчас. Пока что Юлия Тимошенко продолжает вживаться в роль главной украинской поп-звезды. Эдакого протестного идола во имя всего хорошего и против всего плохого. Но у символа нет и не может быть собственного содержания - он живет лишь тем, что в него вкладывают окружающие. Поэтому чем меньше индивидуально-человеческого будет в Тимошенко - тем лучше для ее собственной карьеры.
Глеб Плотников
| |