|
Сразу четыре новых мюзикла стартуют в эти дни в театрах Москвы. «Труд» задался вопросом, стала ли индустрия мюзиклов за 10 лет существования в России коммерчески успешной или попытки продюсеров обречены на провал.
Эпоха российского мюзикла началась 10 лет назад, и старт ей дал поставленный в сезоне 1999-2000 годов спектакль «Метро». Постановки с этим жанровым грифом появлялись в России и раньше, но были редки и жили, как правило, недолго. «Метро» произвело переворот. Шло четыре сезона, его продюсеры Катерина Гечмен-Вальдек и Александр Вайнштейн в продвижении своего продукта использовали западные методики: вводили в спектакль приглашенных звезд, широко рекламировали эти вводы, устраивали с участниками труппы концертные шоу. Спектакль зацепил самую мобильную аудиторию - молодежь.
Ни дня без мюзикла
Уже в «Метро» были заложены типичные для российского мюзикла продюсерские перекосы. Показ не был ежедневным, а занимал примерно две недели в месяц. Хотя в мире известно, что коммерчески успешным может быть только мюзикл, идущий ежедневно.
В России сейчас лишь одна компания живет по этому закону - российская продюсерская фирма Stage Entertainment, входящая в состав крупнейшего международного театрального холдинга, представленного в большинстве европейских стран. Ее руководитель Дмитрий Богачев объяснил «Труду»: «Предпремьерные инвестиции в наши постановки в России ("Cats", "Mamma mia!", "Красавица и Чудовище", "Zorro") колеблются от 3 до 4 миллионов евро. Если вам говорят, что постановочный бюджет какого-то мюзикла меньше 2 миллионов, это вызывает вопросы.
Чудес не бывает: либо отечественные продюсеры жертвуют качеством, к примеру заменяя живой оркестр фонограммой или упрощая декорации, либо вообще часть расходов скрывается, так как источник финансирования сомнителен. Чтобы наша аудитория могла позволить себе семейный поход в театр пару раз в год, цены на билеты должны быть в пределах 1500-2500 рублей. Значит, успешный спектакль должен идти ежевечерне не меньше 500 раз, чтобы принести ощутимую прибыль. И это при заполняемости зала 80-90%, а при 50-60% вы рискуете оказаться в минусе».
Русский метод
Большинство наших продюсеров предпочитают самобытный российский путь: не ежедневный показ, а так называемый блочный. В независимых компаниях он невозможен, а вот в государственных, таких как Московская оперетта («Нотр-Дам», «Ромео и Джульетта») или Et Cetera («Продюсеры»), - пожалуйста. Они хотят заработать на мюзикле, не расставаясь с привычным репертуаром, и отводят новому для себя жанру от 10 до 15 дней в месяц.
«Термин "самоокупаемость" вряд ли применим к проектам Оперетты и Et Cetera, - замечает театральный продюсер Дмитрий Калантаров. - Ведь значительная часть ресурсов здесь - государственные деньги, а в случае с "Продюсерами" - еще и масса спонсоров». С ним согласна театровед Екатерина Гаева. «Дважды в месяц собирать и разбирать декорации очень затратно, - говорит она. - Хитрость в том, что гостеатры свободны от платы за аренду площадки и других трат. В бюджете таких мюзиклов до 80% занимают госсредства, идущие, однако, на частный по сути проект, прибыль от которого не возвращается государству, а остается в карманах устроителей шоу. Насколько корректна такая "экономика", большой вопрос».
У них и у нас
В лондонском Вест-Энде и на нью-йоркском Бродвее число площадок с ежедневным показом мюзиклов - 25-30, а в разгар сезона и до 50. Уже по этим показателям видно, насколько Россия отстает в развитии жанра от лидеров. «По числу и качеству проектов мы на уровне Франции, Испании, Италии, - говорит музыковед Мария Вавилова. - Хотя уже Голландии уступаем». За исключением ГИТИСа и Щукинского училища, в России нет школ, где учат синтетических актеров, нет профсоюза, который защищал бы права участников проектов.
И все же в этом сезоне впервые за много лет в Москве одновременно будут существовать сразу два мюзикла ежедневного показа: 15 октября к только что стартовавшему в Stage Entertainment «Зорро» добавится «Обыкновенное чудо» в Центре на Дубровке. Символично, что это мюзикл не импортный, а целиком российский, основанный на популярной музыке Геннадия Гладкова и стихах Юлия Кима. И пойдет он на той же площадке, на которой шел первый русский ежедневный мюзикл «Норд-Ост», до сих пор считающийся одним из самых ярких проектов отечественного театрального бизнеса и имевший все шансы стать коммерчески успешным, если бы не теракт в октябре 2002 года.
| |